Грузовик из будущего: автопилот, отсутствие фар и другие новинки

Опубликовано 30.05.2016, 15:56

Загрязнение в автотранспортной отрасли уже давно стала проблемой, которая волнует многих. Грузовые машины различной грузоподъемности, которые включают также и мусоровозы, и машины скорой помощи, и бетономешалки, создают около четверти всех выбросов парниковых газов в атмосферу в США.

Грузовые машины США создают около четверти всех выбросов парниковых газов в атмосферу страны.

Говоря иначе, все эти грузовики ежегодно добавляют в атмосферу около 1,6 млрд тонн выбросов CO2 в эквиваленте (в соответствии с 2012 докладом Carbon War Room, это составляет 5,75% от всех выбросов в мире). А ведь рынок грузоперевозок обещает только расти.

«Если сектор грузоперевозок будет расти еще больше, чем ожидается, то выбросы от коммерческих автоперевозок поставят под угрозу все наши программы по стабилизации климата», считают в отчете War Room. Все это помогает понять, почему внимание людей приковано к угрозе, которую создают парниковые газы.

В 2011 году администрация президента Обамы предоставила первые в истории правила топливной эффективности для всех грузовых и тяжелых транспортных средств. Эти правила требуют, чтобы к 2018 году использование топлива снизилось на 23%, и призывают сократить на 20% выбросы углекислого газа в атмосферу к 2017 году. Администрация утверждает, что предложенные правила сэкономят порядка 50 миллиардов долларов.

Безусловно, подобные стандарты – это движущая сила рынка для различных инноваций в области технологий. Появляются различные механические и электронные ограничители скорости, которые помогают использовать топливо наиболее эффективно.

Сайт Truckingefficiency.org, проект NACFE и Carbon War Room, в конце прошлого года составил список из 70 технологий, которые могли бы помочь сократить выбросы и снизить расход топлива.

«Если хотя бы 40 стратегий и устройств из всех предложенных повсеместно использовались, то это могло бы сократить средние ежегодные топливные расходы грузовика примерно на $70000», считает Майкл Рот (Michael Roeth), из North American Council for Freight Efficiency и сотрудничает с Richard Branson’s Carbon War Room.

Всего семь из самых значительных технологий, используемых в концепции, могли бы предотвратить выбросы CO2 на много сотен тонн к 2022 году – и сэкономить в среднем $25400 на каждый грузовик в год.

Транспорт с автопилотом

Daimler AG представила прототип грузовика с автопилотом на шоу International Commercial Vehicles в Ганновере. Daimler утверждает, что ее грузовик Truck 2025 с гладкой расширенной передней частью машины, с множеством светодиодных элементов, которые заменяют традиционные фары, станет следующим поколением в грузоперевозках, и может привести одновременно к снижению расхода топлива и уровня выбросов, и к повышению безопасности на дорогах.

Грузовик Будущего изобилует новейшими коммуникационными технологиями: на борту используется система контроля шоссе Pilot, а также включены наборы камер и радиолокационных датчиков, которые непрерывно передают свои позиции другим водителям и центру управления дорожным движением. Если же за рулем находится водитель (а предусмотрен и такой вариант), грузовик оснащен функцией Blind Spot Assist, которая помогает человеку с управлением: она определяют, как лучше сменить полосу движения и вовремя предупреждает водителя о других объектах на дороге.


С технологической точки зрения, грузовики с автопилотом уже не такая невиданная новинка: многие машины на дороге сегодня оснащены датчиками передвижения, системами уклонения от столкновения, стабилизации грузовых автомобилей. Это помогает водителям в долгих поездках управлять транспортным средством.

Производители работают над тем, чтобы сократить время холостого хода, которое может «съесть» половину рабочего времени автомашины и 8% всего топлива. Водители часто оставляют двигатели грузовых машин на холостом ходу – чтобы нагреть или охладить транспортное средство, пока водитель спит. Но многие новые двигатели автоматически отключаются, когда температура становится достаточно приемлемой.

Автоматизированные механические коробки передач

Грузовые автомобили с автоматизированными механическими коробками передач тратят на 100 километров всего 27,0 литров топлива.

Применяя на практике многие из этих решений, некоторые предприятия (особенно Freightliner’s Cascadia Evolution) стали гораздо более экономны: на 100 километров затрачивается всего 27,0 литров топлива. При этом старые промышленные средние показатели – 39,2 л/100км.

Сама компания Freightliner’s Cascadia Evolution значительно развила свои возможности в сфере эффективности с 2007 года, когда она впервые вышла на сцену. В 2014 она оснастила все свои грузовики автоматизированными механическими коробками передач.

В отличие от полностью автоматических коробок передач, которые используют гидравлическое давление и трансформатор в коробках передач, автоматизированные механические коробки передач управляются через металлические механизмы, которые делают их более экономичными.

Эти механические коробки передач, которые (как и обычные автоматические коробки передач) управляют переключением скоростей, конечно, более дорогие, но могут значительно увеличить эффективность. Тиджей Рид, директор Freightliner по продуктовой стратегии, отметил, что их широкое использование было переломным моментом для компании.

«Наши прибыли увеличились в 2014 году, и это действительно удивительно. Рынок значительно изменился», сказал Рид в интервью The Guardian. «В ближайшем будущем основная концепция будет строиться на экономии топлива. И автоматизированная механическая коробка передач – технология, которая позволяет нам экономить».

Человеческий фактор

В то время как группа Mercedes-Benz Daimler уверена, что автономные грузовые автомобили появятся на дорогах к 2025 году, другие компании предупреждают, что потребуются годы, прежде чем они станут чем-то вполне обыкновенным.

«Человеческий фактор по-прежнему будет играть большую роль, по крайней мере, в обозримом будущем», считает Ишай Хорн, руководитель отдела маркетинга Green Road - компании, специализирующейся на производстве комплектующих для грузового автотранспорта.

Задача Green Road предупреждать водителей в режиме реального времени о небезопасных ситуациях, неэффективном вождении, плохой топливной эффективности в результате высоких скоростей и чрезмерных оборотов холостого хода.

«Такое внимание к деталям привело не только к лучшей экономии топлива, но и к уменьшению числа аварий», - считает Хорн.

Эти достижения, в частности повышение степени автоматизации, – могут привести к значительному улучшению безопасности дорожного движения. Сонные водители грузовиков, плохие тормоза и сложный в управлении грузовик – все это факторы приводят к гибели нескольких тысяч людей в год.

По данным Института страхования и безопасности дорожного движения, 3602 человека пострадало в 2013 году от аварий грузовиков на американских дорогах. Если сравнивать, то в 1997 году случилось 3992 смертельных случая, а в 1979 году – более чем 4000.

По словам Эрика Теоха, который является старшим специалистом по статистике на IIHS, снижение аварийных случаев можно связать с ростом использования устройств, выполняющих роль ограничителей скорости. Вполне возможно, считает он, подобные устройства предпишут использовать на законодательном уровне.

«Мы не изучали [влияния подобных устройств] напрямую, но мы знаем, что одновременно с превышением скорости на дорогах возрастает и риск попасть в аварийную ситуацию», - сказал он. Недавно IIHS предоставил доклад, в котором делается вывод: комбинации четырех новых технологий может предотвратить каждую пятую аварию со смертельным исходом.

Заменят ли человека роботы?

Майкл Рот, North American Council
for Freight Efficiency

За всеми этими достижениями стоит автоматизация, считает Майк Рот. «Вы можете потратить много времени на подготовку водителя, чтобы он соблюдал скоростной режим. Или вы можете сделать автоматизированную механическую коробку передач. Вы можете запрограммировать двигатель, и он не разгонит машину больше, чем 100 км/ч. И вы можете серьезно посредством автоматизации ограничить действия водителя, если он захочет превысить допустимую скорость. Мы переходим от водителей, нагруженных работой и мечтающих эту работу уменьшить, к водителям, которым совсем ничего делать не придется».

Ну, это не совсем так: кое-что делать будет все равно нужно. «Водитель является боссом в кабине», - напоминает Ута Лейтнер, из Daimler, - «Всегда должна оставаться возможность перейти на ручное управление».

Некоторые виды работ будут оставаться неавтоматизированными. Например, объезд других транспортных средств и съезд с шоссе. Водитель всегда должен иметь возможность решить самостоятельно, стоит ли взять вождение под личный контроль или довериться высоким технологиям.

Лейтнер предлагает интересное видение сотрудничества человека и машины. Но если последние веяния являются признаком эпохи, то все становится предельно ясно: если хотите сэкономить топливо – доверьте вождение роботу.

Источник: Transinfonews.by, Василий Ядченко

Наши новости в Telegram

Комментарии