Международные перевозки – только бизнес и никакой политики

Опубликовано 21.10.2019, 10:25

11 сентября прошел большой транспортный форум в Калининграде. Одной из главных тем стал вопрос международных грузоперевозок. Обсуждениекоснулось затруднительного положения Латвии, Литвы и перспективное российское взаимодействие с этими государствами с учетом нынешних тенденций.

Сегодня подобный вопрос требует особой дипломатичности, так как помимо грузоперевозок теплые отношения с этими странами необходимо и для комфортных грузовых перевозок любым наземным транспортом из Калининграда в Россию.

Ситуация такова: российские порты калининградской области забирают значительную часть российских мореходных грузов. Помимо этого стало возможно налаженное следованиебольшегрузных контейнерных перевозок китайских товаров через Белоруссию. Все эти изменения вынуждают делать страны-транзитеры – перестраиваться и искать новые возможности для взаимовыгодного и эффективного партнерства.

Калининградские перспективы

За последние годы Калининградская область получила немалое количество инвестиций дляреализации важных проектов. Несмотря на интенсивность сегодняшних улучшений,регион ожидает большое количество запланированных работ. Среди которых:

  • разработка и начало строительства нескольких морских портов, в том числе грузопассажирского;
  • развитие железнодорожного сообщения, соединяющего европейскую и российскую колею;
  • строительство пары современных паромов, которые войдут в эксплуатацию через 3 года;
  • замкнется кольцо, опоясывающее Калининград, благодаря возведению нового моста через пролив со стороны Польши.

Из центральных достижений стоит отметить уже существующую и работающую транспортную зону на острове Октябрьском (второй аналогичный объект располагается на Дальнем Востоке, на острове Русский).

На форуме обсуждался важный вопрос о присвоении производственным калининградским  предприятиямособый статус резидентов, дающий особое положение в экономических вопросах со всеми вытекающими бонусами. Подобное изменение сулит многочисленные льготы в вопросах налогов.

Активно развивается и воздушное сообщение области. Аэропорт «Храброво» сотрудничаетсо многими компаниями, не ограничиваясь российским «Аэрофлотом». Так свои рейсы совершили компании из Польши, Латвии и Беларуси.В ближайшее время аэропорт станет площадкой для постоянного воздушного сообщения в сотрудничестве с западными авиакомпаниями. В прошлом году количество пассажиров, посетивших «Храброво», составило около 2-х миллионов человек, при эффективном управлении и сотрудничестве с зарубежными авиакомпаниями эта цифра может значительно возрасти. Многие ближайшие соседи рассматривают Калининград, как место выгодной торговой зоны без повышенных налогов и накруток.

Калининградская область обладает и наибольшей сетью автодорог. Она насчитывает 521 км.на 1000 км2, что делает регион привлекательной площадкой для развития автомобильных грузоперевозок в различных направлениях.

Алексей Ржанов, заместитель развития инфраструктуры, отметил: «В следующие несколько лет будет принято большое количество объектов, которые повысят конкурентоспособность области на территории России и зарубежья».

Депутат Леонид Степанюк подчеркнул: «В вопросе комплексного развития региона уделяется вниманиек удержанию тарифов и системетранспортного субсидирования с реализацией сквозного железнодорожного тарифа. Обеспечение транспортной безопасности для любых перевозок – еще одно актуальное направление, которое заслуживает особого внимания. Ведь вопрос безопасности транзитных европейских грузов – это залог развития геостратегического статуса России».

Помимо транспортно-логической системы в Калининградском крае разрабатываются проекты:

  1. Строительстводополнительной очереди для сборки автомобилей. Это могут быть немецкиеBMW или корейские Hyundai и Kia.
  2. Реализуется проект по добыче удобрений на основе калия.
  3. Ведутся проектные работы построительству новых корпусов для комплекса заводов, выпускающих аграрную продукцию и углублению судоходного канала для завода «Содружество».

Чем рискует Литва

Проблема транзитной доставки уже давно перестала устраивать российскую сторону. По словам Антона Алиханова, губернатора Калининградской области, проблемы назревали давно: «Тарифная политика Литвы и Беларуси превращает нас в заложников ситуации. Нам выставляют счета по факту со словами: “Завтра + 15% на российское зерно, а свой уголь вы можете возить при тарифе увеличенном вдвое”».

И если повышение цен на Белорусской железной дороге никто не отрицал, то в Литве долго отказывались признавать повышение стоимости перевозок. Однако сегодня ситуация начала меняться и соседи все чаще заинтересованы в поиске компромиссов с российской стороной. Изменение настроений становится естественной необходимостью, гарантирующей сохранностьстатуса и положения основного экспедитора транзитных перевозок.

В Клайпеде уполномоченный представитель морского портаподелился перспективой развития сотрудничества: «Сейчас объем принимаемых грузов колеблется в пределахпятидесятимиллионов тонн. После возведениявнешнего глубоководного порта и запланированных расширений этот показатель должен возрасти в полтора раза. Мы бизнесмены и наш успех должен быть независим от географии и политических вопросов».

Желанный китайский транзит

Одной из самых важных повесток обсуждения и планирования на мировом уровне и России в частности, стала оптимизация китайского транзита. Сейчас активно разрабатывается азиатская инициатива «Один пояс – один путь».

Суть данного мегапроекта, родившегося в КНР, сводится к налаживанию контейнерных перевозок из Китайской Народной Республики в Германию посредствомжелезнодорожных и автомобильных ресурсов. На этом отрезке конкуренция особенно серьезна, все противостоят всем. Сейчас Россия имеет ряд преимуществ, так как политические предпочтения Китая довольно ясны. Они всячески поддерживают использование портов в Ленинградской области, а также сухопутного коридора через Беларусь.

Руководителем одного из крупных портовых предприятий, Игорем Удовицким было отмечено: «Реальность такова, что Литва в дальнейшемутратитвозможность получения выгодных грузов из Китая. Они, конечно, сделают упор на политические настроения, что не соответствует действительности. Серьезный урон Литва получит в вопросах нефтяного транзита – это главный экономический удар. Остальные перспективные направления –контейнеры и китайский транзит, уменьшаться тоже».

Литовская сторона не подтвердила, однако и не опровергла подобные пессимистические прогнозы. Многое зависит от внутреннего настроения страны-соседа и ее готовности к выгодному экономическому взаимодействию на мировом уровне.

Бизнес и никакого политического подтекста

Более радужные перспективы сохранила Латвия. Она четко видит все «подводные камни» и не упускает своих выгодных возможностей для сотрудничества в мировом масштабе. Представитель железной дороги Латвии Эрикс Шмукстс отметил выгодное местоположение и развитую транзитную систему своего государства.

«Все мы являемся частью сложной инфраструктуры. Линия транзита, пролегающая через территории Беларуси и Литвы у нас общая. Теперь благодаря инициативам китайских партнеров открываются новые горизонты и перспективы в вопросах грузоперевозок в целом. В сентябрев качестве теста был запущен поезд,перевезший из Китая 71 условный вагон. Сотрудничество продолжается, но важно, не меняя тарифы, изменить инфраструктуру. Настроения сейчас разные, но наша цель – итоговое благополучие и трезвая оценка ситуации», – сказал Шмукстс.

Не потерял актуальности и вопрос сквозных пассажирских перевозок между Калининградом и основной частью России. Данная тема является крайне актуальной и острой для региона: «Основная загвоздка кроется в самом маршруте следования. Поезда должны проходить менее чем за семь часов, пересекая границы двух стран, с протяженностью пути в пять сотен километров. При подобном графике проверить документы и визы, просто невозможно. Эффективным способом урегулирования всех возникающих вопросов может стать внедрение электронных виз, отлично продемонстрировших свою эффективность в Калининградской области, именно этот шаг может стать решением такого непростого момента».

«Выдержать конкуренцию смогут далеко не все, только тебалтийские порты, которые занимаются развитием инфраструктуры. Совсем недавно Клайпеда, Рига, Гданьск, Калининград, были в равных условиях. Сейчас же польский Гданьск вне конкуренции. Он получает вдвое больше грузов, чем все остальные. Именно поэтому, сегодня нужно срочно увеличивать объемы по обработке контейнеров. Наша перспектива на ближайшее время – увеличение перевозки грузов на 20 процентов», – отметил Андрей Мошков – директор филиала ФГУП «Росморпорт».

Наши новости в Telegram

Комментарии