Мнение юриста: штраф за неправильное заполнение СMR от транспортной инспекции России вне закона

Опубликовано 5.03.2018, 13:06

Во второй половине 2017 года у российской транспортной инспекции появился новый тренд – привлекать водителей международных рейсов к административной ответственности по ст.11.27 КоАП РФ. Штраф за такое нарушение сравнительно небольшой – от 200 до 500 российских рублей на водителя. Кроме того, данное нарушение не предполагает задержание транспортного средства.

Юрист юридической фирмы «ЮРВЕСТ» Владимир Мальгин пояснил порталу грузоперевозок Transinfo, что же это за «новое» нарушение, которое раньше никому не было известно, а теперь стало часто совершаться водителями.

Статья 11.27 КоАП РФ включает в себя несколько составов правонарушений, среди которых нас будет интересовать один — осуществление перевозки без соответствующего транспортного документа. Именно с такой формулировкой привлекаются к ответственности водители-международники.

Из реальных постановлений о привлечении водителей к ответственности по названной статье становится понятен смысл вменяемого перевозчикам нарушения. Транспортная инспекция наказывает перевозчиков за неправильное/неполное заполнение CMR-накладной.

Как правило, транспортные инспектора привлекают водителей за неправильное/неполное внесение в CMR-накладную сведений, перечисленных в пункте 1 статьи 6 Конвенции о договоре международной перевозки груза 1956 года (далее – КДПГ) в качестве обязательных, либо за неправильное заполнение графы 22 CMR. По мнению транспортных инспекторов, графу 22 CMR может заполнить только грузоотправитель по инвойсу.

При изучении практики привлечения водителей международных перевозчиков к ответственности по данной статье у нас возник принципиальный вопрос: может ли вообще факт неправильного/неполного заполнения CMR стать основанием для привлечения водителя к ответственности?

Как указано выше, объективная сторона (суть вменяемого нарушения) согласно статье 11.27 КоАП РФ звучит как осуществление перевозки без соответствующего транспортного документа. Исходя из такой формулировки, применительно к рассматриваемой ситуации, возникают вопросы:

  • о каком транспортном документе идет речь в статье 11.27 КоАП РФ?
  • может ли неправильно/неполно заполненная CMR признаваться недействительным документом?

Ответ на первый вопрос достаточно простой. Согласно законодательству о государственном контроле за международными перевозками в РФ, таможенному законодательству Таможенного союза и Правилам дорожного движения РФ CMR-накладная относится к перечню документов, наличие которых на транспортном средстве международной перевозки является обязательным.

А вот с ответом на второй вопрос интереснее. С точки зрения КДПГ как документа международного права, CMR-накладная является договором международной перевозки груза. При этом статья 4 КДПГ говорит о том, что отсутствие, неправильность или потеря накладной не отражаются ни на существовании, ни на действительности договора перевозки. То есть, исходя из КДПГ, любые пороки и недостатки оформления CMR-накладной не влекут за собой ее недействительность.

С точки зрения российского права, CMR-накладная не является бланком строгой отчётности. В российском законодательстве отсутствуют официальные правила заполнения CMR и нормы, определяющие ответственность за неправильное заполнение CMR. Кроме того, CMR-накладная по своей сути является гражданско-правовой сделкой. Соответственно, исходя из правил оспаривания сделок, CMR-накладная как гражданско-правовой договор может быть признана недействительной (ничтожной) сделкой только по решению суда. Полномочия признавать CMR-накладную недействительной у должностных лиц транспортной инспекции отсутствуют. И это еще не все доводы при ответе на второй вопрос.

С точки зрения закона, вывод очевиден. Привлечь к ответственности водителей-международников по статье 11.27 КоАП РФ можно лишь в том случае, когда они осуществляют рейс без CMR-накладной на борту.  Наличие CMR-накладной у водителя в рейсе автоматически исключает возможность его привлечения к ответственности за осуществление перевозки без соответствующего транспортного документа.

Таким образом, приходим к выводу, что, привлекая водителей международных рейсов к административной ответственности по ст.11.27 КоАП РФ за неправильное/неполное заполнение CMR, должностные лица транспортной инспекции действуют за пределами закона и своих полномочий.

К сожалению, реалии российской правоприменительной практики расходятся с теорией. И нам встречались даже решения судов, подтверждающие законность действий транспортных инспекторов.

В качестве резюме к данной публикации, следует возразить читателям, которые скажут, что назначенный по данной статье штраф проще оплатить, чем оспаривать.

С одной стороны, это так. С другой, систематическое нарушение правил в сфере международных перевозок может повлечь более серьезные последствия как для транспортных компаний, в которых работают такие нарушители, так и для них самих.

Факт повторного нарушения будет рассматриваться в качестве отягчающего обстоятельства по другим делам, а для водителей может повлечь лишение визы на въезд в Российскую Федерацию.

Наши новости в Telegram

Комментарии