Перевозка груза третьим лицом по договору-заявке. Правомерно?

Опубликовано 23.01.2018, 18:02

Предприятие заключило договор-заявку на перевозку с одной транспортной компании, а по ее завершении была предоставлена CMR-накладная, где в 23-й графе стоит печать иного предприятия-перевозчика. Расхождение перевозчик объясняет тем, что взял на основании договора аренды автомобиль у другого предприятия, водитель которого и осуществлял доставку, поэтому и соответствующая печать в CMR-накладной. Правомерно ли такое действие со стороны перевозчика? Возможно ли в данной ситуации наличие в CMR-накладной расхождение по печатям? Ситуацию комментируют юристы «БАМЭ-Экспедитор».

В силу ст. 739 Гражданского кодекса Республики Беларусь, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Согласно ст. 290 Гражданского кодекса Республики Беларусь обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями.

Действующее гражданское законодательство (главы 40, 41 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК)) не содержит ограничений относительно того, что обязательства по договору перевозки груза (либо транспортной экспедиции) должны быть выполнены перевозчиком (экспедитором) лично (если только иное не предусмотрено заключенным договором перевозки).

В соответствии со ст. 294 ГК Республики Беларусь, исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из законодательства, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом.

Таким образом, если из заключенного договора не вытекает, что перевозчик должен выполнить перевозку самостоятельно, перевозчик вправе для выполнения перевозки груза привлекать 3-х лиц.

Из этого следует, что кредитор, принимающий исполнение у третьего лица, должен удостовериться в наличии правовой связи между третьим лицом и должником. В противном случае принятие такого исполнения может быть расценено как получение неосновательного обогащения. Иными словами заказчик автомобильной перевозки груза должен быть извещен о привлечении к выполнению перевозки грузов третьих лиц.

Также необходимо иметь в виду, что возложение обязанности на третье лицо не изменяет возникших между должником и кредитором обязательств, т.е. не влечет их переход к третьему лицу. Обязанным лицом перед кредитором остается должник, который несет всю ответственность за надлежащее исполнение своего обязательства, в том числе и возложенного на третье лицо.

Исходя из сложившейся правоприменительной практики привлечение другого перевозчика для исполнения обязательств по договору перевозки груза, как правило, осуществляется путем заключения между должником и третьим лицом отдельного договора перевозки груза (установление правовой связи между третьим лицом и должником). Однако заключение такого договора не означает, что ответственность должника за ненадлежащую перевозку груза будет нести третье лицо. Все риски, связанные с доставкой груза третьим лицом, перед заказчиком несет должник.

Исключение составляют случаи несохранности груза, когда экспедитор не принимает груз заказчика в свое ведение (часть четвертая ст. 27 Закона Республики Беларусь от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности»). В данном случае требования о возмещении убытков, вызванных несохранностью груза, предъявляются заказчиком не к экспедитору, а непосредственно к перевозчику в соответствии с законодательством Республики Беларусь, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено предъявление таких требований непосредственно экспедитору.

В остальных случаях при возникновении конфликтной ситуации, связанной с перевозкой груза, все претензии заказчика будут предъявляться непосредственно к должнику, который по дальнейшей цепочке договорных правоотношений будет направлять полученные претензии уже от собственного имени к привлеченному им перевозчику и т.д. (если перевозчик не является последним звеном в связке заказчик-экспедитор-перевозчик).

Источник: БАМЭ-Экспедитор

Наши новости в Telegram

Комментарии