Санпаспорт для перевозки продовольствия в Беларуси: проще сделать, чем объяснять, что можно и без него

Опубликовано 4.09.2017, 11:10

Обновлено 30 ноября: Декрет № 7 «О развитии предпринимательства»: что изменится для перевозчиков?

Минздрав Беларуси опубликовал в августе информацию о необязательном характере санпаспорта на транспорт для перевозок продовольствия.

В письме говорится об отсутствии в законодательных актах обязательных норм по получению санитарного паспорта для перевозок продовольствия. В качестве примера приводятся санитарные правила и нормы, утвержденные постановлениями Министерства здравоохранения Республики Беларусь, а также Таможенные регламенты Таможенного союза.

pismo_minzdrav_sanitarny_pasport.pdf [287,56 Kb] (cкачиваний: 916) ">Письмо Минздрав: Санпаспорт

Минздрав сообщает, что получать санпаспорт при перевозке продуктов питания не обязательно. Однако в этом же письме он напоминает, что санитарно-гигиеническую экспертизу никто не отменял.

Документы для перевозки продовольствия автотранспортом

Проект TransinfoNews решил разобраться на практике, какие документы получает перевозчик перед началом рейса с продовольствием.

  1. Санитарно-гигиеническое заключение для транспорта

Перевозка продуктов относится к Перечню работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья, поэтому транспортное средство должно пройти санитарно-гигиеническую экспертизу.

В едином перечне административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указаны следующие документы для подачи:

  • заявление, заполненное по образцу;
  • платежка.

Проверяем на практике. Для этого мы позвонили в  Отделение гигиены труда  «Центра гигиены и эпидемиологии Московского района г. Минска». К списку документов, которые необходимо предоставить, добавились:

  • копия технического паспорта автомобиля;
  • мед.справка для сотрудника, который занимается перевозкой;
  • фотография вашего авто;
  • копия договора об оказании услуг по дезинфекции;
  • санитарный паспорт на автомобиль, который выдается после заключения договора УП «Центр профилактической дизенфекции».

Как получить санитарно-гигиеническое заключение без получения санпаспорта, сотрудники учреждения подсказать не смогли. Инструкций по этому поводу не поступало.

Также необходимо подготовить и предоставить для осмотра и сам автомобиль, предварительно пройдя  санитарную обработку. Из требований: технически исправное состояние, чистота, отсутствие посторонних запахов, внутренняя поверхность кузова должна легко мыться и дезинфицироваться.

По закону итоговое заключение экспертизы должны выдать в течение месяца. Однако на практике нужный документ можно получить уже через неделю. Срок действия заключения – один год, вне зависимости от типа продовольствия, которое вы планируете перевозить.

  1. Документ о санитарной дезинфекции транспорта

Разбираемся с санитарной дезинфекцией транспорта. В Минске услуги по санобработке кузова оказывают государственное предприятие «Центр профилактической дезинфекции», а также частные компании.

Для заключения договора с «Центром профилактической дезинфекции» необходимо подать следующие документы:

  • Заявление (письмо) заказчика (для предприятий и организаций на фирменном бланке) по установленному образцу.
  • Ксерокопию свидетельства о государственной регистрации.
  • Ксерокопию технического паспорта на автомобиль (полуприцеп, прицеп).
  • Копию платежных документов.

На руки вам выдадут договор и санитарный паспорт с отметкой о прохождении дезинфекции.

Мы связались также и с частной компанией, которая оказывает услуги по дизенфекции. Автомойка ТракЦентра BSAT специализируется на грузовом транспорте и имеет соответствующее санитарно-гигиеническое заключение.

Несмотря на аналогичную процедуру санитарной обработки, подтвердить документально факт прохождения дизенфекции в этой автомойке будет сложно. Тем более частное предприятие не сможет выдать вам на руки санитарный паспорт.

В «Центре гигиены и эпидемиологии» принимать в качестве документа справку в произвольной форме от частной компании отказались. Отметку о прохождении дизенфекции здесь привыкли видеть именно в санитарном паспорте.

Поэтому в первый раз пройти санобработку проще в УП «Центр профилактической дезинфекции», чтобы получить санитарный паспорт. А уже после обращаться к частным компаниям, которые смогут делать отметки о прохождении обработки в паспорте.

  1. Медицинская справка для водителей/грузчиков/экспедиторов (санкнижка)

Справка о состоянии здоровья необходима всем сотрудникам, которые сопровождают или непосредственно работают с продовольствием во время его транспортировки.

Получить ее можно в профильной или местной поликлинике. Для жителей города Минска справка выдается в Поликлинике спецмедосмотров № 24 (Филимонова, 53). При первом обращении в поликлинику необходимо при себе иметь:

  • паспорт;
  • направление с места работы с указанием должности и типа оплаты (при оплате за безналичный расчет);
  • выписку из медицинской карты (флюорография, последние прививки от дифтерии и столбняка);
  • результаты флюорографии.

После получения результатов анализов и осмотра необходимых врачей (а их будет не мало), выдается справка о состоянии здоровья и профессиональной пригодности. Иногда в обиходе справку по старинке называют «санитарная книжка», однако выдача непосредственно «книжек» прекращена.

Также стоит напомнить, что работники, сопровождающие пищевую продукцию в пути следования и выполняющие ее погрузку и выгрузку, обязаны пользоваться санитарной одеждой и хранить ее в специально отведенном месте.

Ждать ли изменений в законодательстве?

На практике письмо Министерства здравоохранения не упростило, а еще только больше запутало перевозчиков. Пройти все этапы получения санитарного паспорта намного быстрее, чем объяснять каждому сотруднику ведомств здравоохранения значение министерского письма.

Перевозчики, да и сами сотрудники санитарно-эпидимиологических служб говорят о необходимости реформирования законодательства в сфере контроля за транспортировкой продовольствия.

Сергей Афонин, Директор транспортной компании «Мобикар» уже обращался в ассоциацию БАМАП с вопросом по изменению законодательства в этой сфере:

­– Санитарно-гигиеническое заключение, которое получают перевозчики, не дает никакой дополнительной гарантии, что автомобиль подходит для перевозки продовольствия. В течение года с кузовом может произойти все что угодно.

Также, на мой взгляд, стоит изменить требования к перевозке продуктов в герметичной таре (контейнерах, боксах, термоконтейнерах, сумках-холодильниках). Одно дело перевозить туши говядины или свинины на крюках, а другое полуфабрикаты в герметичной таре, запакованные в коробки и обмотанные полиэтиленом.

По словам начальника управления таможенного транзита и законодательства ассоциации «БАМАП» Светланы Маковской пожелания перевозчиков собраны в единый пакет, который правительство планирует представить президенту и общественности к 1 октября.

Источник: Transinfonews.by

Наши новости в Telegram

Комментарии