Лабиринт для перевозчиков. Россия-Польша: Защита рынка или ежовые рукавицы

Опубликовано 10.06.2016, 10:10

Первая половина 2016 всколыхнула перевозчиков чередой межгосударственных разногласий в транспортной политике. То и дело перевозки останавливались между Россией, Украиной, Польшей и Турцией. Некоторые конфликты до сих пор не решены.

Рано или поздно ситуация наладится, но ведь за это время исчезнут с рынка многие транспортные компании. Как успешно пройти этот многосторонний кризисный лабиринт и не попасть в лапы минотавра, пожирающего и бизнес, и доходы, и партнерские контакты? Возможно ли восстановление взаимопонимания и доверия?

TransinfoNews продолжает серию публикаций о проблемах в межгосударственном регулировании перевозок.

Читать первую часть: Украина-Россия: Паны дерутся – у холопов чубы трещат

Часть 2. Россия-Польша: Защита рынка или ежовые рукавицы

В январе 2016 года истек срок международного договора о транзите, а переговоры России и Польши не принесли результата. Российская сторона решила ужесточить законодательство для польских перевозчиков, в свою очередь Польша выразила готовность запретить въезд из Российской Федерации коммерческого грузового автотранспорта.

«Мы не можем договориться, и поэтому просим польских автоперевозчиков покинуть территорию России до 31 января», – заявил тогда вице-министр инфраструктуры и строительства Польши Ежи Шмита.

Украинская сторона в таком шаге увидела не что иное как поддержку. Однако таким способом Польша не столько выражала солидарность с Украиной, сколько пыталась получить желаемые "дозволы" от Российской Федерации для своих автоперевозчиков.

Все новости о перевозках между Россией и Польшей на отдельной странице

В «ежовых» рукавицах

Согласно международным договорам, страны ежегодно согласовывают количество разрешений на въезд фур и транзит грузов. Польша отказалась подписать соглашение на 2016 год из-за новых требований российского законодательства.

Вице-министр инфраструктуры и строительства Польши Ежи Шмит.
Фото:radiopolsha.pl 

Новые правовые нормы позволили бы упорядочить контроль на границах и сделать конкуренцию на рынке более прозрачной. Ежи Шмит так прокомментировал нововведения: «Они направлены на усиление государственного контроля за перевозками, а Россия хочет в административном порядке ограничить перевозку грузов иностранными компаниями, стремясь к тому, чтобы на российском рынке не осталось представителей других стран».

Несколько раундов российско-польских переговоров не приводили ни к чему. Польша в ультимативном порядке требовала изменить условия для своих перевозчиков.

Самая активная дискуссия касалась объема квот на перевозки из других стран Европы. Во время первой встречи 21-22 декабря 2015 года польская сторона запросила от России увеличения числа разрешений на перевозки грузов из третьих стран до 100 тысяч. Это могло оставить без работы часть российских автоперевозчиков. Такие условия Москва посчитала неприемлемыми. Закрепление таких квот означало бы, что Россия «отдает свой рынок».

На первых этапах удалось лишь продлить действие прошлого соглашения на две недели, чтобы российские грузовики, выехавшие из РФ на территорию Польши по разрешениям 2015 года, смогли вернуться до 15 февраля.

По мнению генерального директора агентства InfraNews Алексея Безбородова, такая ситуация у России могла возникнуть только с Польшей:

«Все международные перевозки работают по принципу паритетности: сколько нам выдали разрешений на проезд, столько и мы выдаем. Соответственно, количество рейсов польских машин должно соответствовать количеству рейсов машин из России. Ситуация простая: контроль, который вводится на границе с Россией, по сути, такой же, как на сегодняшний день на границе ЕС по отношению к другим странам».

По мнению того же известного российского аналитика могли пострадать, прежде всего, немецкие поставщики товаров в Россию. Пришлось переориентировать немецкие товары на порт Гамбург, а затем на Петербург.

По мнению генерального директор российской Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Андрея Курушина, прослеживается явное желание польской стороны нарастить перевозки грузов в/из третьих стран и сохранить доминирование на рынке двусторонних перевозок с Россией.

При этом следует отметить, что польские перевозчики имеют наибольшее среди государств ЕС количество российских разрешений для перевозок грузов в/из третьих стран, а их доля в двусторонних перевозках составляет 70%.

Польша как транзитное государство использует свое географическое положение в качестве инструмента давления на российскую сторону для получения дополнительного количества российских разрешений на перевозки грузов в/из третьих стран.

Весенняя оттепель

В феврале переговоры все-таки достигли консенсуса, кроме самого важного: по количеству квот.

Выяснилось, что российским компаниям нужно много двусторонних разрешений, а польским перевозчикам, напротив, нужно много трехсторонних разрешений. Проблема существовала из года в год, но всплыла лишь тогда, когда обнаружилось, что польские перевозчики стали откровенно обходить подписанное с Россией соглашение об обмене разрешениями.

Особенно широкое распространение получила схема, применяемая польскими перевозчиками, когда груз, вывозимый ими из третьих стран, например, из Германии, представляется как загруженный из Польши. В России польским перевозчиком предъявляется обычное российское двустороннее разрешение, а не специальное разрешение для перевозки груза из третьей страны, в результате чего российские транспортные компании остаются без грузов и теряют свои позиции на европейском рынке.

Чтобы занять большую часть европейского рынка перевозок, они переоформляли товары из ЕС в Польше и ввозили их в Россию как польские. Использовались вместо дефицитных трехсторонних – двухсторонние разрешения. Противоречия в международных отношениях стали катализатором ужесточения контроля правил перевозки товаров, когда от кризиса стали страдать уже российские перевозчики.

1 апреля в Гданьске затяжной конфликт между Москвой и Варшавой о квотах на автомобильные грузоперевозки завершился перемирием, которое будет действовать до конца года.

Обе стороны получили по 170 тыс. разрешений, но Польше было выдано 30 тыс. наиболее ценных — трехсторонних дозволов, позволяющих им работать и на рынке России, а России — всего 10 тыс. Эта пропорция, по мнению заместителя главы Минтранса России Николая Асаула, отражает практику последних лет.

Однако в Польше считают, что победили русских в транспортной дипломатии: заместитель главы Мининфраструктуры страны Ежи Шмит заявил, что Москва обязалась убрать протекционистские поправки, вернув польским перевозчикам удобные им условия. Стороны договорились, что квоты на 2016 год останутся теми же, а нарушений их оформления допускаться не будет.

Перемирие или окончательный мир?

Российско-польский конфликт, связанный с разрешениями на осуществление автомобильных грузоперевозок, можно считать полностью исчерпанным, заявил в эфире канала «Россия 24» замминистра транспорта РФ Николай Асаул.

Он также отметил, что к концу текущего года в ведомстве рассчитывают достичь новых договоренностей с Польшей по поводу грузоперевозок сроком как минимум на год.

Николай Асаул заместитель главы Минтранса России, Фото: Sputnik.by

Однако Польша на этих достижениях останавливаться не намерена. Польша передала российской стороне новый текст соглашения по грузовым автоперевозкам между странами в рамках международного транспортного форума в Лейпциге, рассказал РИА Новости Николай Асаул.

"Они (поляки - ред.) нам передали на польском языке свою редакцию соглашения и обещали в течении недели передать на русском. И мы назначили дату переговоров в ходе конгресса по безопасности дорожного движения, который будет в сентябре в Санкт-Петербурге. Там будет обсуждаться текст соглашения предметно. Мы так и договаривались, что они будут писать текст, поскольку нас, в принципе, и действующее (соглашение - ред.) устраивает, они предложили написать свой, и сегодня его нам передали", - сказал Асаул.

По его словам, обсуждение текста этого соглашения по существу состоится в конце сентября в Санкт-Петербурге, и, скорее всего, редакция соглашения в той или иной форме будет согласована. Также замминистра сообщил о достижении договоренности об увеличении квоты на автомобильные грузоперевозки с Азербайджаном, Италией, Венгрией и Молдавией. Новое соглашение по грузоперевозкам с Польшей может вступить в силу не ранее 2017 года.

В события вклинилась и Турция, разыграв еще одну транспортную карту. Продолжение следует...

Источник: Transinfonews.by, Дмитрий Харьковский

Наши новости в Telegram

Комментарии