Лабиринт для перевозчиков. Украина-Россия: Паны дерутся – у холопов чубы трещат

Опубликовано 8.06.2016, 10:06

Первая половина 2016 всколыхнула перевозчиков чередой межгосударственных разногласий в транспортной политике. То и дело перевозки останавливались между Россией, Украиной, Польшей и Турцией. Некоторые конфликты до сих пор не решены.

Рано или поздно ситуация наладится, но ведь за это время исчезнут с рынка многие транспортные компании. Как успешно пройти этот многосторонний кризисный лабиринт и не попасть в лапы минотавра, пожирающего и бизнес, и доходы, и партнерские контакты? Возможно ли восстановление взаимопонимания и доверия?

TransinfoNews начинает серию публикаций о проблемах в межгосударственном регулировании перевозок.

Часть 1. Украина - Россия: Паны дерутся – у холопов чубы трещат

Своим неучастием в Едином экономическим пространстве с Россией, Беларусью и Казахстаном Украина оставила многих своих перевозчиков без работы. Если закрыть транзит грузов через территорию России, украинские транспортные компании понесут значительные финансовые убытки, о чем заявила замглавы Мининфраструктуры Украины Оксана Рейтер. После обострения ситуации с Крымом Украина перекрыла российским перевозчикам въезд на свою территорию, а теперь, в качестве симметричной реакции, Россия устанавливает свои барьеры в части транзитных перевозок.

Украинский транзит через Россию в Казахстан

C 1 января этого года вступил в силу Указ президента РФ от 01.01.2016 N1, согласно которому введены дополнительные требования к осуществлению перевозок грузов из Украины в Республику Казахстан транзитом по территории Российской Федерации. В этой связи приняты меры по организации транспортного контроля в соответствии с документом. Теперь транзитные перевозки в Казахстан из Украины осуществляются через территорию Беларуси, а затем уже, с пломбой и конвоем, ведутся через Российскую Федерацию.

Транзитные перевозки в Казахстан из Украины осуществляются только через территорию Беларуси, с пломбой и конвоем ведутся через Российскую Федерацию.

На стационарном контрольном пункте «Красное» на 456 км федеральной автомобильной дороги М-1 с указанного времени Ространснадзором организована выдача учетных талонов и установка средств идентификации (пломб) на автотранспортные средствакак иностранных, так и российских перевозчиков, осуществляющие транзитные перевозки грузов из Украины, сообщается на официальном сайте ведомства.

Учетный талон содержит памятку для водителей по его использованию исдаче в контрольных пунктах при въезде на территорию Республики Казахстан, а также сведения об установленной административной ответственности за отсутствие или нарушение целостности пломбы, установленной при въезде в Российскую Федерацию.

В контрольных пунктах Ространснадзора, расположенных вблизи российско-казахстанской границы, организован сбор указанных талонов у водителей. Обеспечено функционирование задействованных стационарных и передвижных контрольных пунктов в круглосуточном режиме. Формально такие меры должны препятствовать попаданию на территории РФ под видом транзитных санкционных грузов. Однако на самом деле этот указ существенно усложняет транзитные рейсы в Казахстан. Но как будто ничего личного между «панами», а водители уже в шоке от расходов при тех же относительно копеечных фрахтах на Казахстан.

Впрочем, по информации все того же ведомства, новые правила транзита украинских товаров через Россию предусматривают ограничения только на перевозки в Казахстан. «Согласно разъяснениям российской стороны, перевозки в любую другую страну, а также перевозки в обратном направлении из Казахстана в Украину могут выполняться в обычном режиме, без установки пломб и через любые действующие пункты пропуска автомобильного транспорта», – пояснила пресс-служба украинского министерства. Таким образом, если при выполнении такой перевозки российские таможенники откажут в оформлении груза или в пропуске – это будет нарушением с их стороны.

Блокировка российских фур

В начале года тема транзитных «дозволов» широко муссировалась в СМИ. Проблема согласованности квот достигла апогея, перейдя в сферу так называемых «мирных акций протеста» в Украине. Движение грузового транспорта между Россией и Украиной не было затруднено, но имели место отдельные случаи блокирования транспорта, сообщает Минтранс РФ.

"Движение грузового автотранспорта между Россией и Украиной осуществляется беспрепятственно. Имеют место отдельные случаи блокирования российских грузовиков определенными украинскими политическими силами. Но они оперативно разрешаются сотрудниками Министерства инфраструктуры Украины и силами правопорядка при активном содействии украинских автоперевозчиков", — сообщает Минтранс. Как отмечает министерство, последний случай имел место во Львовский области.

Украинские националисты в Закарпатской области 11 февраля начали блокировать транзит российских большегрузов. Премьер РФ Дмитрий Медведев назвал блокирующих проезд российских фур на Украине сумасшедшими и бандитами. По его словам, украинское государство неспособно навести порядок, у власти там находятся экстремистские группировки. Россия в ответ на незаконное блокирование российских грузовиков приостановила движение большегрузов, зарегистрированных на Украине, а затем Киев уже официально ввел такую меру.

Вскоре Москва и Киев объявили о снятии ограничений на движение и транзит грузовиков с 25 февраля. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк дал поручение МВД и Национальной полиции обеспечить безопасность прохождения транзитных грузов, и обе стороны подтвердили снятие ограничений. В частности, замминистра транспорта РФ Николай Асаул заявил об отсутствии проблем как при перемещении грузов между Россией и Украиной, так и при их транзите через территории двух стран.

Транзитные грузы

В апреле Россия получила от Киева документы, необходимые для перевозки транзитных грузов по территории Украины, говорится в АСМАП. В ассоциации отметили, что бумаги имеют ряд ограничений. Так, например, они не распространяются на грузоперевозки через Украину в Италию и Турцию. Часть разрешений не действуют при доставке грузов в Германию. Получить разрешения перевозчики смогут в специальных пунктах выдачи. В АСМАП рекомендуют водителям и владельцам логистических компаний заранее уточнить информацию о наличии необходимых документов.

О количестве квот разовых разрешений на 2016 год на автоперевозки между Украиной и Россией информация нигде не появляется. Ранее квоты не были согласованы из-за требования России существенно снизить количество разовых разрешений на транзитные перевозки, а также из-за введения квоты на двусторонние перевозки, что требует внесения изменений в действующее соглашение об автомобильных перевозках между двумя странами.

«Мы [украинская сторона] осуществляли предварительные подсчеты с учетом того, что количество перевозок в РФ у нас падает, за год оно упало на 50%. Если мы говорим о транзите, то довольно значительные финансовые потери понесут не только основные перевозчики, но и те, кто перевозит товары в третьи страны. Это миллионы, и даже миллиарды. Суммы большие, потому что стран много – это Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, вплоть до Китая. С этими странами у нас активно развивается сотрудничество. Мы прорабатываем новые маршруты, работа ведется давно, и я надеюсь, что все пройдет успешно», – отметила Оксана Рейтер в одном из своих выступлений.

18 апреля на заседании Совета по торговле товарами ВТО представители Украины потребовали от России немедленного восстановить беспрепятственный транзит украинских товаров. Украина также потребовала установить недискриминационный режим транзита через Россию в соответствии с обязательствами страны в ВТО. Данное требование поддержали делегации из ЕС, США, Канады, Японии, Австралии, Швейцарии, Турции и Кореи.

Из-за ограничения транзита экспорт украинских товаров в страны Кавказа и Средней Азииза первый квартал 2016 года составлял в среднем 48%. По свидетельствам украинской стороны, Россия не предоставила до сих исчерпывающих объяснений своих действий.

Россия с 1 января 2016 ввела ограничения на транзит через свою территорию грузов из Украины в Казахстан. Кроме того, Россия полностью блокировала транзит украинских грузов через свою территорию в Грузию, Азербайджан и Среднюю Азию. В Министерстве экономического развития и торговли Украины эту информацию подтвердили.

Очевидно, что «небожители» своими действиями только усложняют жизнь перевозчикам. Кратко ситуацию может описать поговорка: «паны дерутся – у холопов чубы трещат».

Окольные пути

В этой ситуации Украина всерьез озадачилась паромными путями в обход РФ. 15 января был направлен контейнерный поезд в обход Российской Федерации по так называемому «Новому шелковому пути» – от границы, Чоп-Захонь, к китайской границе. На пути этого поезда две паромные переправы, несколько таможен. Причем на первой переправе уже пришлось задержаться в болгарском порту Варна, а вскоре – новая задержка на железной дороге: в ведомстве ждали оплату услуг. И все же некоторые эксперты видели в этом пути выход из создавшегося тупика, своего рода «дорогу выживания».

Цена на перевозку одного 40-футового контейнера из Украины в Казахстан:

  • Через территорию РФ - 3900 $
  • Через «Новый шелковый путь» в обход России – 7950$ (без учета обещанного удешевления на 30%)
  • Через Минск, Смоленск, Москву – 4600-5000$

Однако «Новый шелковый путь» оказался вдвое дороже, чем доставка через РФ. «Цена на перевозку через территорию РФ одного 40-футового контейнера составит 3900 долл. США, при использовании же транскаспийского маршрута, по которому прошел экспериментальный поезд, такая перевозка обойдется в 7950 долларов, то есть в два раза дороже, – сообщил эксперт в сфере транспорта и инфраструктуры Александр Кава. – А перевозка грузов через Минск, Смоленск, Москву в Казахстан все равно обходится порядка 4600-5000 долларов за контейнер».

Впрочем, маршрут не так бесперспективен. Впоследствии перевозки транскаспийским маршрутом удалось удешевить. 17 мая Директор по грузовым перевозкам "Укрзализныця" Иван Федорко в Тбилиси подписал протокол о включении Украины в Транскаспийский международный транспортный маршрут, или так называемый «Новый шелковый путь», в обход РФ.

По озвученным министром инфраструктуры Украины Владимиром Омеляном подсчетам, перевозки по так называемому «Новому шелковому пути» стали дешевле на 30%. «Достигнута договоренность о снижении комплексной ставки за перевозки с 5559 долларов до 3980 долларов за 40-футовый контейнер от Изова до границы с КНР (Достык). Работаем над удешевлением Шелкового пути. Все у нас получится!», – написал Омелян на своей странице в Facebook. Разницы между двумя путями практически не осталось.

Не вызывает сомнений все же удобство автоперевозок, которые направлены через территорию Республики Беларусь. В этой связи провели «разведку боем», которую заместитель министра экономического развития и торговли Украины Наталия Мыкольская комментирует следующим образом: «С 11 января все транзитные автомобили перенаправляются через территорию БеларусиПошли первые восемь машин с конвоем по территории Российской Федерации. Мы следим за этим, чтобы понять, могут ли двигаться наши автомобили дальше и дойдут ли они до своего места назначения и пересекут границу РФ с Казахстаном. Стоимость конвоя составила 350 долларов за одну машину».

По ее словам, конвой задерживался на границе между Россией и Беларусью из-за проверок, связанных с системой «GPS/ГЛОНАСС» и пломбами, при этом российские пограничники якобы препятствуют транзиту, отказывая в проезде украинским водителям.

Однако российско-украинский конфликт с «дозволами» стал лишь одним из немногих в начале 2016 года. Не меньше проблем перевозчикам принесли затянувшиеся российско-польские переговоры. Продолжение следует...

Источник: Transinfonews.by, Дмитрий Харьковский

Наши новости в Telegram

Комментарии