Почему западные границы Украины простаивают в очередях этой весной?

Опубликовано 3.05.2016, 15:44

В суете апрельско-майских праздников на границе Украины и ЕС периодически скапливаются традиционные заторы автомобилей. Грузовики, следующие в Польшу украинской территорией, вынуждены простаивать в очередях. О ситуации на западе Украины рассказывает автор TransinfoNews Дмитрий ХАРЬКОВСКИЙ.

Водители называют разные причины: усиленная процедура досмотра машин, проверяют на оружие и контрабандные сигареты; череда государственных праздников, выходные на пунктах пропуска то с одной, то с другой стороны; увеличение потока людей, чьи родственники находятся по обе стороны границ. Среди прочего озвучивается – медленная работа, законодательные новшества и даже тема янтаря.

Не знаю, что происходит на границе, – рассказывает TransinfoNews водитель Сергей, пересекавший границу в пункте пропуска Ягодин-Дорохуск – Девять часов стоял, даже двигатель не заводил, такая очередь и еле продвигается. Да и таможенники, как сговорились, празднуют то те, то другие, проверяют медленно, долго чухаются.

Некоторые водители наученные опытом и вовсе отказались от выезда на прошедшие майские выходные:

Я уже один раз попал так на католическую Пасху на границу, завис там на несколько дней по непонятной причине, - рассказывает другой водитель Евгений, – Теперь в Польше празднуют майские, а в Украине Пасху, поэтому буду выезжать только во вторник. Ведь в Польше на эти дни действует ограничение на движение грузового транспорта, так называемый «заказ езды», когда нельзя двигаться в дневное время суток. 3 мая во вторник – выходной. На некоторых предприятиях 2 мая сделан также выходным днем.

Но иногда заказчик требует доставки именно на «вчера»:

Поеду на границу, потихоньку буду проходить, - делится с TransinfoNews украинский водитель АндрейКак раз отстою девять часов на стоянке после прохождения границы и выдвинусь в ночь. Заказчик потребовал срочную доставку: груз нужен уже вчера. Если бы не это, лучше остался бы дома на выходных. А так непонятно, сколько еще быть на границе.

Ситуация на погранпереходах Украины по состоянию на 15.00 03.05.2016. Слева направо: "Ягодин", "Рава Руська", "Шегині", "Грушів".
Источкник: dpsu.gov.ua

Очереди на погранпереходах Украины и Польши наблюдались еще 26 апреля. Всего на границе стояли около 700 машин, передает УНИАН, ссылаясь на пресс-службу Западного регионального управления Госпогранслужбы Украины.

Либерализация на бумаге, досмотр с пристрастием на деле

Ввиду непростой ситуации на востоке Украины, а также кризисом с мигрантами в самой Европе, проверка всех документов на рубежах Украины и ЕС проходит более скрупулезно. В итоге таможенники не успевают пропускать всех желающих, поток коих на праздники естественно увеличился.

По информации Regnum.ru, Польша увеличила контингент пограничников в полтора раза. Причем три бригады территориального батальона добавилось в восточную часть страны на границу с Украиной. Естественно, старушка Европа побаивается проникновения нелегального оружия, которое, вероятно, могло проникнуть из зоны АТО в Украине и теперь гуляет на руках украинцев. Несмотря на либерализацию визового режима с ЕС для украинцев, на деле контроль на границе между Польшей и Украиной усиливается.

Кроме оружия пограничники ищут контрабандные сигареты, янтарь и прочий контрафакт, который, в большинстве своем, безработные местные жители вывозят для продажи в Европу.

Нередки случаи, когда в транспортной инспекции задерживают выдачу дозволов. То польские, то украинские пограничники попеременно уходят на выходной, и граница не работает по несколько часов.

Карта автомобильных пунктов пропуска западной Украины. Источкник: dpsu.gov.ua

Нет «растоможки» – оставлю на границе

Еще одна украинская приграничная проблема – изменившиеся правила «растаможки» автомобилей. C 4 марта справка с СТО о ремонте автомобиля больше не является основанием для отсрочки технического пересечения границы в Украине. Данная мера является обязательной для автомобилей с иностранной регистрацией в соответствии со ст. 95 Таможенного кодекса Украины. Теперь автовладелец в случае возникновения такой проблемы должен письменно уведомить таможню заранее. Такие новшества привели к скоплению машин.

Движение затрудняют так называемые «вуйкомобили» – пустые легковушки на европейских номерах, оставленные их владельцами на границе в знак протеста. Акция проходит под руководством общественной организации «Завтра» (Западноукраинская Ассоциация Владельцев Транзитных Авто).

Многие местные жители западной Украины приобрели в Европе автомобили и не потрудились их «растаможить», уплатив немалые сборы. Однако они могли ездить в своем регионе, имея в бардачке справку о ДТП или о том, что машина находится в ремонте. Если раньше можно было ездить по справке о ДТП или о поломке, то в результате нововведений авто на европейских номерах в обязательном порядке необходимо «растаможить» в 5-дневный срок.

Активисты предлагают решить проблему одним из трех способов: увеличить срок технического пересечения для автомобилей с иностранной регистрацией до 10 дней; уменьшить пошлину и отменить акцизы на примере других государств (в Словакии - 400 евро, в Беларуси - 500 долларов).

Еще один вариант - временный ввоз авто с иностранной регистрацией на год за деньги, что существенно пополнит бюджет Украины, - озвучил позицию активистов руководитель «Завтра» закарпатский журналист Павел Билецкий.

Впрочем, на сегодняшний момент украинские власти уже снизили сборы на ввоз подержанных иномарок на 23-30%. Все эти новшества имеют характер кнута и пряника, с целью заставить зарегистрировать ввезенные из Европы иномарки. Впрочем, легализовать иномарки старше 6 лет не удастся, так как их ввоз в Украину запрещен Соглашением об Ассоциации с ЕС.

Выход есть?

Для увеличения пропускной способности границы народный депутат Игорь Гузь предложил ввести электронную очередь, сообщает Replyua.net. Он акцентировал внимание Председателя Государственной фискальной службы на ситуации, которая сейчас сложилась с "накоплением" транспортных средств с украинской стороны на международных автомобильных пунктах пропуска "Устилуг" и "Ягодин". Нужно немедленно решать эту проблему и заимствовать опыт внедрения электронной очереди, которая поможет избежать скопления грузовиков на таможенных постах, сказал он.

Источник: Transinfonews.by, Дмитрий Харьковский

Наши новости в Telegram

Комментарии