Программы развития логистики в Беларуси до сих пор нет, а вопросы к ней есть

Опубликовано 3.05.2016, 18:20

Презентация проекта Программы развития логистики в Беларуси.
Источник: TransinfoNews

Еще в октябре 2015 года во время Белорусской транспортной недели, которая включала IX Международную специализированную выставку «Транспорт и логистика-2015», был презентован проект Государственной программы развития логистической системы Республики Беларусь на 2016–2020 годы. Основная задача Программы – удвоить доход от логистической деятельности к 2020 году. Заявленная цель впечатляет, но очень далека от реальности.

Для того чтобы обсуждать Программу, ее надо как минимум изучить. Но это невозможно ввиду ее отсутствия. Возникает вопрос: очередная пятилетка наступила,  Программы нет. Когда же ждать ее обнародования?

Однако вопросы, на которые хочется услышать ответы, возникают еще до принятия указанного документа. Вот только некоторые из них.

Как оценить результаты прошлой пятилетки?

Как оценить то, что было реализовано в рамках предшествующей программы? Основным достижением считалось, что согласно указу главы Беларуси было выделено 50 участков под строительство транспортно-логистических центров (далее – ТЛЦ). На сегодня в рамках программы построены 20 ТЛЦ, еще 18 введено в действие вне Программы. Итого – 38 ТЛЦ. Много это или мало? 

Если рассматривать с той позиции, что было определено 50, а по факту построены только 38, то до «плана» не дотягиваем, и очередная  Программа на 2016–2020 может, в принципе, это устранить. Но следует обратить внимание, что в рамках Программы построено только 19 ТЛЦ, а если рассмотреть более детально, то 11 из них обладают возможностью проводить таможенное оформление поступающих грузов, а мультимодальными являются только 8. Все это наводит на мысли, что самое главное в Программе – количественные (плановые) показатели – 50 ТЛЦ. Вот доведем до нужного количества, и логистика у нас расцветет!

Однако уже не первый год эксперты, логистические операторы, экспедиторы, другие участники цепей поставок констатируют, что развитие логистики у нас в стране с каждым годом развивается все медленнее и медленнее. Исходя из этого, может быть, целесообразно было бы выслушать мнения профессионалов и сделать затем соответствующие выводы? О чем же говорят и на что делают акцент эксперты?

Перед строительством любого ТЛЦ следует провести маркетинговые исследования и понять, насколько будет востребован данный объект, чем он будет привлекателен для клиентов, а также определить их ориентировочное количество и платежеспособность. На практике же ТЛЦ строятся: согласно директивным указаниям; производственными концернами под свои нужды; обладателями дешевых кредитных ресурсов для их освоения; транспортно-экспедиционными компаниями для дальнейшего развития.

Мало кто рассматривает ТЛЦ как самостоятельный и независимый бизнес-проект. А ведь высокая добавленная стоимость создается не ресурсами и не валом продукции, а инновационными подходами. Операторам уже построенных ТЛЦ следует день и ночь думать о том, какие дополнительные услуги они могут предоставить клиенту, чем и как его привлечь. А маркетинговая политика у современных ТЛЦ достаточно слабая...

Какие внешние факторы сдерживают белорусскую логистику?

К внешним фактором, сдерживающим развитие логистики в Беларуси, следует отнести:

  • дефицит инвестиций в развитие инфраструктуры,
  • несформированность рынка 3PL-услуг,
  • отсутствие системного интегратора уровня 4PL,
  • недостаточную квалификацию персонала, несовершенство законодательства,
  • излишнее администрирование таможенного и других видов контроля,
  • высокие налоговые и иные издержки.

Перечислим еще несколько важных моментов. Слабая интеграция в международную и европейскую логистические системы существенно ограничивает грузопотоки. Экспортеры свои грузы предпочитают отправлять напрямую, минуя ТЛЦ. Отношение к импорту со стороны государства крайне отрицательное и сдерживается административными мерами. На транзитные грузы существенное влияние оказывает введение санкций в отношении Российской Федерации, которая дополнительно ограничивает присутствие наших перевозчиков на рынке РФ. Все это ведет к сокращению внешних грузопотоков.

Хочется обратить внимание также на недостаточное развитие дорожной инфраструктуры, которое усугубляется введением в течение года сезонных и температурных ограничений для движения большегрузного транспорта.

Развитие внутренней логистики сдерживается дисбалансом в распределении населения по территории страны и сосредоточенности объектов производства. Пятая часть населения республики проживает в Минске и его окрестностях, тут же сосредоточены производственные мощности.

Кто занимается разработкой Программы?

Государственная программа развития логистики, думается, должна быть нацелена на решение именно этих вопросов. Разработчикам Программы следует понимать, что при создании программы нужен системный подход, учитывающий множество факторов.

Необходимо наладить эффективный диалог между государственными чиновниками, депутатами, учеными, логистическими операторами, импортерами, экспортерами, экспедиторами и перевозчиками. Необходимо создание консультационного совета и рабочего органа в его составе, что крайне важно для выработки оптимальных предложений, в разработке которых должны участвовать представители не только государственных структур, но и общественных профессиональных объединений и союзов.

В настоящее время разработка поручена НИИ Транстехника. При всем уважении к научным сотрудникам этого учреждения, надо признать, что специалистов и  экспертов в области логистики там нет. И это не их вина, а недостатки нашей системы подготовки кадров для логистики. Вот ведь парадокс! Учебные заведения – есть, а настоящей научной школы не создано. Да и опыт передовых стран у нас мало изучен и практически совсем не востребован.

Разработка даже самой замечательной Программы ничего не изменит к лучшему, если она не будет реализована. И в этом плане очень важна роль государства, ведь именно государственные должностные лица должны проводить соответствующую политику. Внятную политику. Важно объединить все средства и ресурсы для достижения поставленных целей, а не заниматься бумаготворчеством и имитацией «бурной деятельности и интенсивного труда».

Многие вопросы при этом не решаются уже на протяжении пяти и более лет. Например, нормы закона, позволяющие конфисковать транспорт у перевозчика, или таможенное оформление по принципу резидентства. По-прежнему нет ясности в отношении оформления грузосопроводительных документов и введения новых форм электронного документооборота. И список этот вряд ли поместится на одной странице…

Изменится ли что-нибудь к лучшему в наступившем году? И этот вопрос остается пока что без ответа.

Источник: Transinfonews.by, Александр Комаров

Наши новости в Telegram

Комментарии