В Беларуси предложение складских площадей превышает спрос: цена за паллетоместо упала до 5 тысяч рублей

Опубликовано 27.04.2016, 13:33

В 2015 году в Беларуси практически с нуля сделан серьезный шаг вперед в количестве объектов логистической инфраструктуры и в качестве их оснащения. Что изменилось на рынке складских услуг в начале 2016 года знает эксперт TransinfoNews Дмитрий Курочкин.

Игроки рынка логистических услуг Беларуси

На 14 апреля 2016 года в Беларуси функционируют 38 логистических центров. Самыми привлекательными регионами для строительства логистических центров как и ранее остается Минский (за МКАД, вблизи II и IX трансъевропейских транспортных коридоров) и Брестский (граница с Польшей) регионы. Так в Минском регионе 28 из 38 логистических центров, в Брестском – 6 логистических центров.

11 логистических центров принадлежат государству, остальные созданы за счет средств национальных, а также иностранных инвесторов из России, Азербайджана и Ирана. 20 создано в рамках Программы развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года, еще 18 – вне Программы.

С 1 ноября 2013 года введена добровольная сертификация исполнителей логистических услуг. Прошли сертификацию всего три центра (ООО «Евротибас», СП «Транзит» ООО, ООО «Балтспед логистик») и официально соответствуют категории «логистический центр».

Инфраструктура в 2015 году прирастала как за счет ввода складских объектов производственных предприятий, так и новыми площадями логистических провайдеров и девелоперов. По оценкам экспертов кафедры логистики Международного университета «МИТСО» общая площадь складов класса «А» и «В» логистических центров составляет более 640 тыс. м2, из них склады общего пользования занимают 510 тыс. м2, временного хранения и таможенные – 90 тыс. м2, низкотемпературные и склады-холодильники – 40 тыс. м2.

К концу 2016 года эксперты ожидают увеличения площадей складов класса «А», «В» на 110 тыс. м2 до 750 тыс. м2. Прогнозируется, что в 2017 году площадь складских площадей класса «А» и «В» составит более 860 тыс. м2, в 2018 – достигнет 1 млн. м2.

Тенденции на рынке складской логистики

Основными тенденциями 2015 года – начала 2016 сегмента складской недвижимости стали: рост количества вакантных площадей и расторгающихся контрактов, падение арендных ставок и продажной стоимости квадратного метра, изменение структуры спроса, отказ некоторых девелоперов от строительства новых объектов складского назначения, затягивание ввода строящихся.

Рентабельность логистических услуг, оказываемых операторами, остается крайне низкой, а складские площади заполнены на 40-60%. Традиционно большая загрузка в логистических центрах, обслуживающих внешнеторговые потоки.

Привлекательность инвестирования в строительство логистических центров в Беларуси значительно снизилась, что связано с падением спроса на складские услуги, снижением ставок аренды и значительным снижением стоимости ответственного хранения и других логистических услуг.

Цены на услуги логистических центров

Так если в 2013-2014 гг. стоимость хранения одной паллеты составляла 10-12 тыс. бел. руб., то сегодня рыночная ставка – 5 тыс. за одно паллетоместо, отдельные операторы и вовсе снижают ставки на хранение до 3,5-4,5 тыс. В тендерах ставки уже 2,8-3,2 тыс. за одно паллетоместо. Не обошлось без демпинга отдельными операторами. Завлекая низкими ценами, они впоследствии не могут оказать качественные услуги за эти деньги.

Наблюдается на рынке и переход отдельных операторов к комплексным тарифам, когда ставка за 1 паллетоместо уже включает приемку, маркировку, стикировку, палетирование, отгрузку, что привлекает клиентов. Заказчик хочет прозрачных и понятных тарифов, а не тарификацию каждой операции, как это было ранее.

Сегодня взять в аренду пятитысячник класса «А» в районе МКАД с хорошими подъездными путями по 6 евро практически невозможно, тот же «Прилесье» держит ставку в районе 8-9 евро. Объекты по такой ставке арендуют только в Минском районе, на значительном удалении от МКАД.

В Минске и Минском районе рыночная ставка арендной платы складских площадей класса «А» составляет 7-8 евро за 1 кв. м., класса «В» – 5-6 евро. Для сравнения в 2013-2014 годах средняя арендная ставка за 1 кв. м. складской площади класса «А» была 10-12 евро, класса «В» – 8-9 евро. Некоторые из арендодателей до сих пор не идут на снижение арендных ставок вопреки тенденциям рынка. Однако впервые за долгое время можно констатировать факт, что предложение складских площадей очень серьезно превысило спрос, вакантность площадей будет расти.

На территории Минска и Минского района еще действует большое количество не отвечающих современным требованиям складских помещений, возведенных еще в прошлом веке и предлагаемых по высоким арендным ставкам с ужасающими условиями работы и отношением персонала. В 2015-м наблюдалась активная миграция арендаторов с таких складов. Именно сейчас возможно арендовать или купить на приемлемых условиях помещения нового нужного формата. В конце концов, старые и некачественные объекты станут неликвидом.

Клиент в свою очередь предъявляет уже более высокие требования к обслуживанию, системе управления складом, развозу и хочет сегодня получать качественные услуги по более низким тарифам. Те операторы, которые не могут предоставить таковых, теряют клиентов.

Чего ждать в 2016 году?

Этот год станет одним из наиболее тяжелых как для складских операторов и логистической отрасли, так и бизнеса в целом. Маржинальность бизнеса складских операторов падает, некоторые игроки уходят, продают складскую недвижимость.

Хочется с оптимизмом смотреть в будущее, но прогноз, увы, пессимистический. 2016-й будет очень тяжелый. В конце прошлого и в начале этого года многие предприятия, в особенности частной формы собственности, старались оптимизировать затраты на логистику. Часто даже не самыми популярными мерами (пересмотр и сокращение штата, оптимизация розничной сети, уход из отдельных сфер бизнеса, аутсорсинг).

Без оптимизации затрат предприятию не выжить сегодня. Если предприятие создало финансовую подушку безопасности, это поможет частично смягчить падение и пережить этот период. Если же подушки безопасности нет, то поможет только оптимизация затрат. Тот, кто этого сейчас не делает, останется просто за бортом рынка.

Источник: Transinfonews.by, Дмитрий Курочкин

Наши новости в Telegram

Комментарии