Как будем платить за дороги в Беларуси и где взять бортовое устройство?

Опубликовано 28.05.2013, 17:06

1 июля 2013 года в Беларуси начнет действовать система электронного взимания платы за проезд, зарегистрированная под торговой маркойBelToll. Новая система отменит ручной сбор оплаты и шлагбаумы, которые препятствуют безостановочному движению транспортного потока. Система основана на хорошо зарекомендовавшей себя во всем мире технологии специализированной радиосвязи на коротких расстояниях DSRC. Для передачи данных используется диапазон 5,8 ГГц. Принципы работы национальной электронной системы сбора платы за проезд BelToll в Беларуси рассмотрены недавно на пресс-брифинге в пресс-центре АиФ.

На первом этапе электронная система сбора платы за проезд будет действовать на главной магистрали страны — трассе М1/Е30 (Брест — Минск — граница Российской Федерации), а также на некоторых участках вспомогательных дорог, включая дорогу в Национальный аэропорт Минск-2 (всего 815 км), — пояснил журналистам Евгений Рокало, заместитель начальника Управления содержания дорожной сети Департамента «Белавтодор». — На втором этапе (не позднее 1 января 2014 года) работы по установке оборудования для электронного сбора платы будут проводиться на автомагистралях Минск — Могилев (М4) и Минск — Гомель (М5) общей протяженностью 478 км.

По словам председателя Дирекции компании-оператора системы BelToll ИООО «Капш Телематик Сервисиз» Виктора Танаевского, над дорожным полотном будут размещены специальные станции, оснащенные приемопередатчиками, которые будут обмениваться информацией с бортовым устройством (БУ), установленным на лобовом стекле автомобиля. Плата за проезд будет списываться автоматически, когда транспортное средство проезжает под станциями сбора оплаты, и при этом не нужно ни снижать скорость, ни останавливаться, ни менять полосу движения.

Как водителю получить бортовое устройство?

Бортовые устройства будут выдаваться с 3 июня. Водителям необходимо будет зарегистрироваться в системе через сайт beltoll.by или в пункте обслуживания клиентов и, внеся необходимый залог, размер которого к концу мая определит Минтранс, получить БУ, 

соответствующее типу транспортного средства. Стоимость залога для грузовых авто, вероятнее всего, будет в пределах 40 евро, для легковых — около 20 евро. Пункты обслуживания клиентов будут располагаться во всех областных центрах, на заправочных станциях вдоль трасс и вблизи пограничных пунктов пропуска. Их месторасположение будет обозначено специальными знаками вдоль платных дорог.

Как работает бортовое устройство?

Принцип работы БУ схож с принципом работы сим-карты телефона. Устройство поставляется полностью настроенным и требует лишь окончательной персонализации (для грузовиков нужно будет указать количество осей). И, поскольку БУ персонализируется под конкретное транспортное средство, то его нельзя установить на другое, пусть даже идентичное, авто. Даже если автомобили принадлежат одному и тому же предприятию. Если водитель больше не планирует передвигаться по территории Республики Беларусь, то он может сдать бортовое устройство. Заряжать его или менять элементы питания не нужно, гарантийный срок службы БУ 5 лет.

Как пополнять счет?

Оплата и пополнение счета предусмотрены в белорусских рублях по официальному курсу Нацбанка (несмотря на то, что ставка дана в евро). Способов несколько: наличными, банковской карточкой или топливной картой Berlio, Beloil, E100, ПЭК «Белавтострада». Размер платы будет зависеть от общей массы автомобиля и количества осей.

  • Легковые автомобили — 0,04 евро/км,
  • Грузовые автомобили/автобусы с технически допустимой общей массой более 3,5 тонн и имеющие 2 оси — 0,08 евро/км,
  • Грузовые автомобили/автобусы с технически допустимой общей массой более 3,5 тонн и имеющие 3 оси — 0,10 евро/км,
  • Грузовые автомобили/автобусы с технически допустимой общей массой более 3,5 тонн и имеющие 4 оси и более — 0,12 евро/км.

Постановлением Совмина будет также определена минимальная сумма остатка залоговой стоимости, при которой устройство подаст сигнал, напоминая водителю, что счет нужно пополнить.

Кто будет обязан платить за проезд?

Использование системы будет обязательным для легковых авто полной массой не более 3,5 т, зарегистрированных за пределами Таможенного союза, а также грузовиков, автобусов и домов на колесах полной массой более 3,5 т.

Кто сможет ездить бесплатно?

Для водителей автомобилей с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т из стран Таможенного союза проезд останется бесплатным. Также от платы освобождаются:

  • мопеды и мотоциклы, зарегистрированные в РБ,
  • колесные тракторы и самоходные машины,
  • ТС оперативного и специального назначения,
  • городские маршрутки.

Кто будет контролировать оплату?

Орган контроля за использованием системы — Транспортная инспекция.

Инвестор передаст Транспортной инспекции 16 специальных автомобилей с соответствующим оборудованием, — рассказал Леонид Лемеш, первый заместитель начальника Транспортной инспекции Минтранса. — Контроль будет круглосуточным на всех платных дорогах и параллельно — в 15 автодорожных пунктах пропуска. Водитель не имеет права въезжать на платную дорогу, не получив предварительно бортовое устройство. На дорогах, помимо станций, которые будут списывать средства с электронного кошелька за проезд, будут стоять и порталы, которые идентифицируют автомобиль и зафиксируют нарушение. Сотрудники Транспортной инспекции расшифруют данные и отыщут нарушителя. В течение 30 дней после получения заказного уведомления водитель должен будет внести плату в увеличенном размере. Если нарушитель проигнорирует и это требование, с него будет взыскан штраф. Если будет определен минимальный коэффициент, то по одному факту неплательщик внесет сумму, как за проезд по всем платным дорогам, одномоментно за 815 км платных дорог, хотя проедет только 10. Так, проехав без оплаты по всей трассе М-1/Е30 через Беларусь, вместо 95-100 евро можно заплатить 1000 евро.

Специалист подчеркнул, что найти водителя не составит труда: белорусы все внесены в центральную базу, а иностранца остановят на границе либо на стоянке, заправке, на дороге.

Можно ли объехать станции взимания платы?

Объезд пункта взимания сборов не является нарушением сейчас, не будет являться и потом, — заверил Леонид Лемеш. — Но с 1 июля дорога будет разделена на расчетные сегменты (разной протяженностью, от 850 м до 30 км), построенные на перегонах. Плата будет взиматься за пройденное расстояние. Можно, конечно, съезжать время от времени на второстепенные дороги, но тогда вместо 6-8 часов пересечь Беларусь удастся не меньше чем за сутки. Каждый перевозчик сегодня дорожит своим временем. Тем более что, по сравнению с Польшей, Чехией, Австрией у нас самые минимальные тарифы.

 

Источник: Архив Transinfo.by

Наши новости в Telegram

Комментарии