Как работает система экстренного торможения, которая сработала во время теракта в Берлине

Опубликовано 13.01.2017, 12:07

После атаки в Берлине в СМИ появились сообщения о том, что если бы не система предупреждения столкновения, которой, к счастью, был оборудован грузовой автомобиль, то жертв могло бы быть значительно больше, пишет CargoNews.

Жертв атаки в Берлине могло быть значительно больше, если бы в грузовом автомобиле «Scania», которым воспользовался террорист, не было автоматической системы предупреждения столкновения. Об этом писали многие СМИ. К счастью, автомобиль с полуприцепом, весом примерно в 30 тонн, остановился на расстоянии 70-80 метров от первого препятствия. Следует отметить, что автомобиль двигался на довольно большой скорости (это заметно на видеозаписи, случайно оставшейся на видеорегистраторе в одном из берлинских такси). Как ни печально, но в автомобиле, который при похожих обстоятельства был использован в качестве орудия уничтожения в июле прошлого года в Ницце, подобного оборудования не было, поэтому убийца мог проехать примерно 2 километра, унеся при этом жизни 80-ти человек и нанеся телесные повреждения ещё двум сотням людей.

Что это за оборудование, и как оно работает? Системой предупреждения столкновения (англ. Advanced Emergency Braking System) в обязательном порядке оснащаются все автомобили общей массой более 3,5 тонн, предназначенные для продаж на рынке Европейского Союза. С 1-го ноября 2013 г. эта система стала обязательной во всех новых моделях, а с 1-го ноября 2015 г. – во всех без исключения моделях автомобилей указанной категории. Эта мера была принята в надежде на то, что с её помощью число погибших вследствие ДТП ежегодно удастся сократить на 5 тысяч! Но даже самые большие оптимисты не могли предположить, что эта система сохранит жизнь десятков людей, спокойно проводивших в Берлине рождественские каникулы.

Остаётся добавить, что производители предлагали устанавливать эту систему в грузовые автомобили (в качестве дополнительного оборудования) ещё до того, как появились требования ЕК.

Принцип работы

Принцип работы системы предупреждения столкновения основан на информации, передаваемой камерами наблюдения и радарами по измерению расстояния. Радары в постоянном режиме сканируют находящиеся впереди автомобиля объекты, и эти данные сопоставляются с информацией камер наблюдения. На рынке также есть системы, работа которых основана исключительно на данных радаров. В «Scania» была установлена система, сочетающая в себе информацию радаров и камер наблюдения. Кстати, аналогичную систему (она, кроме всего прочего, исключает передачу недостоверной информации) в своих автомобилях использует «Volvo».

Как правило, система автоматически включается тогда, когда скорость грузового автомобиля достигает 14 км/ч (настройки различных производителей могут незначительно отличаться). О появлении препятствия водителя предупреждает звуковой сигнал. Если на звуковой сигнал водитель не реагирует, система подаёт видеосигнал. Как правило, он виден на приборной панели в виде какого-то яркого символа. Если и на это предупреждение водитель не обращает внимания, тогда система автоматически на полную силу включает тормоза.  В видеоматериале, представленном концерном «Scania», отчётливо видно, что непогруженный грузовой автомобиль будет полностью остановлен даже в том случае, если будет двигаться со скоростью 80 км/ч. Безусловно, длина тормозного пути зависит от общей массы транспортного средства, состояния шин и дорожного покрытия. Вполне вероятно, что погруженный автомобиль тоже будет остановлен до столкновения с препятствием, или, по крайней мере, скорость его движения будет снижена настолько, что последствия столкновения будут минимальными. Если всё именно так, возникает вопрос – почему автомобиль-участник берлинских событий смог проехать 70 метров и искалечить более 60 человек?

Роковая особенность действия алгоритма

Как уже говорилось, система автоматически включает тормоза тогда, когда водитель не реагирует на предупреждения и не предпринимает никаких действий по предотвращению столкновения с препятствием. По словам Геннадия Чапурина, водителя-инструктора в компании «Scania Lietuva», если водитель показывает поворот или берёт управление автомобилем на себя (поворачивает руль, нажимает на тормоза или с полной силой на акселератор – это действие необходимо для обгона), система не должна включать тормоза автоматически. Это наводит на мысль, что в Берлине система предупреждения столкновения вряд ли могла сработать: вариант того, что Анис Амри тормозил или показывал поворот, скорее всего, можно отклонить. Однако, вполне вероятно, что он в полную силу нажимал на педаль акселератора. Если верить тому, о чём говорится в описании принципа работы этой системы, представленном «Scania», то в рассматриваемой ситуации система включиться не могла, потому что полностью нажатую педаль акселератора она должна была воспринять как начало обгона. Активацию системы должны были заблокировать и движения рулём. Возникает естественные вопрос – сработала система или нет?

Эйвитас Жарис, инструктор по совершенствованию навыков водителей в компании «Volvo Lietuva», говорит, что в грузовых автомобилях «Volvo» и «Renault» автоматическая система торможения отключается только тогда, когда водитель берёт управление автомобилем на себя (с помощью манипуляций рулём и педалями) и когда система «не видит» перед автомобилем никаких препятствий. Если вернуться к событиям в Берлине, то террорист, находившийся за рулём «Scania», ехал через множество препятствий, однако, он мог делать какие-то движения, которые система воспринимала как управление автомобилем под контролем водителя, поэтому система полностью не включилась. Кроме того, Э. Жарис также обратил внимание на то, что неожиданные препятствия (например, появившиеся на повороте) также не позволяют системе включиться вовремя. Если предположить, что на пути к Рождественскому городку А. Амри выполнил какой-то внезапный маневр, система могла не сработать и вовремя не остановить автомобиль, поэтому он проехал ещё 70 метров, пока полностью не остановился. «С другой стороны, может быть и так, что ограничивая скорость, но не включая тормоза, система мешала движению автомобиля, и это стало той счастливой случайностью, из-за которой террористу не удалось проехать большее расстояние или удалиться с места происшествия», – рассуждает Э. Жарис.

Следует отметить, что ни один из инструкторов, с которыми беседовала редакция CargoNews.lt, никогда не пытался имитировать ситуацию, в которой грузовой автомобиль таранит препятствия одно за другим. Остаётся порадоваться тому, что в рассматриваемой ситуации террорист определённо не был знаком со всеми тонкостями управления грузовым автомобилем и вряд ли знал о современной системе безопасности. По словам Г. Чапурина, в автомобилях «Scania» систему предупреждения столкновений можно отключить нажатием одной кнопки. Безусловно, водителям необходимо знать алгоритм работы этих электронных систем, однако, им также нужно не забывать заботиться о безопасности своих транспортных средств. Грузовые автомобили становятся всё более популярным орудием террора: в течение последних шести месяцев в Европе и в Израиле террористы сорганизовали три атаки с использованием грузовых автомобилей. Объяснить подобное поведение террористов очень просто – достать грузовой автомобиль намного проще, чем оружие, а вреда он может нанести ничуть не меньше.

Источник: CargoNews

Наши новости в Telegram

Комментарии