Чем обернулся новый статус Крыма для транспортного бизнеса полуострова

Опубликовано 25.10.2016, 19:59

Прошло два с половиной года с момента обретения Крымом нового статуса. Уникальное географическое положение, мощный инвестиционный поток и новые возможности для перевозчиков пока никак не смогли помочь транспортникам полуострова.

Новый статус и новая экономика Крыма

Сегодня рекламные баннеры «Здесь могла быть Ваша реклама» – самые распространенные на полуострове, но рекламы нет. Видимо, как нет и экономики. Да и откуда ей браться, если все сферы жизнедеятельности оказались отрезанными.

Как только «Крым стал наш» из российских глубинок начали стекаться губернаторы и предприниматели, обещавшие построить рай на полуострове. На деле в свете санкций участвовать в экономике Крыма стало опасно и невыгодно ввиду низкой рентабельности местного бизнеса.

После значительных вложений в пенсионный бюджет Крыма возросли сборы с местного бизнеса, как со стороны администраций, так и неофициальные поборы. Все это естественно вылилось в цены, которые подскочили едва ли не до московских. Зарплаты  местных жителей тоже выросли, но достигли лишь уровня отдельных областей России вроде Ставропольского края.

В свою очередь покупательская способность приезжих туристов упала. Раньше основную кассу делали гости из мегаполисов России и Украины (Харьков, Киев, Днепропетровск, Москва, Санкт-Петербург). В этом году приехали люди совсем иного рода, из российских глубинок, для которых и раньше Крым считался непозволительной роскошью. Многие из них хотели просто полюбоваться природой.

Местные предприниматели также не стремятся развивать свой бизнес. Они привыкли к туристам, которые не считают денег и любят поесть, попить, погулять. Многие думали, что так будет и в этом сезоне, но реалии изменились.

Автомобильные грузоперевозки крымских компаний

Едем по пустой от грузовых автоколонн «симферопольке». Она еще кое-как ремонтируется как важная транспортная артерия, в отличие от остальных дорог Крыма. Смысла в их ремонте нет. Вопрос о развитии дорожной инфраструктуры не стоял ни раньше, ни теперь.

В составе Украины внутренние перевозки на полуостров существовали только в один конец, обратный груз либо ракушняк из карьеров предместья Саки и поселка Открытое, либо виноматериалы для украинских производителей вина.

Теперь же перевозки большегрузами замерли во всех направлениях: украинском, российском и международном. Предприятия, осуществляющие экономическую деятельность с Крымом, рискуют попасть в «черный список».

При этом формируется этот список выборочно, отмечает народный депутат Украины Дмитрий Тымчук: «Выглядит довольно странно, когда малоизвестные фирмы попадают под санкции, а ведущие игроки, почему-то в этот список не попадают. Нужно обращаться к тем, кто с украинской стороны инициирует эти санкции, чтобы они объяснили свою логику – исходя из чего эти решения принимаются. К сожалению, этот процесс не особо прозрачен».

С момента введения моратория на грузоперевозки с Крымом крымский подвижной состав оказался разделенным по обе стороны границ. С одной стороны, согласно законодательству Российской Федерации логистические и транспортные предприятия обязаны пройти перерегистрацию, c другой – они фактически теряют связь с Украиной.

Часть компаний распродали свои фуры по бросовым ценам и сменили направления деятельности. Некоторые пересели на бусы и занялись пассажирскими перевозками внутри полуострова, более продвинутые фирмы арендуют автобусы по обе стороны границы, оставляя своим пассажирам пешее пересечение границы.

Нередко на украинских сайтах и автобазарах можно встретить предложения «сдам в аренду под выкуп» практически новые фуры по бросовым ценам, с крымскими номерами.

Часть компаний разделили работу своих фирм, перерегистрировав свои автомобили в Украине и России.  В такой ситуации часть автомобилей продолжают осуществлять рейсы в Украине, а часть остались в российском Крыму.

Некоторые автотранспортные предприятия работают в Украине, не перерегистрировав свои крымские номера. Точно так же, не перерегистрировав машины, перевозчики обеспечивают перевозки внутри Крыма. Их охотно берут в работу, так как компании официальные, имеют многолетнюю репутацию в транспортной сфере.

Автотранспортные предприятия Крыма в итоге находятся между молотом и наковальней. Вопрос с оплатой вызывает еще больше проблем: система перевода безналичных средств в Крым из Украины заблокирована, наличными можно завезти не более 25 тысяч российских рублей.

Граница с Украиной

Источник фото: gorbolnitca.com

Грузоперевозки из Украины официально не осуществляются. Украина запретила большегрузам проезд на «оккупированную Россией территорию». Немногие экспортные украинские продукты завозятся в Крым исключительно с территории России. Актуальными остались лишь пассажирские перевозки и курьерская доставка. Все ГАЗели, «Спринтеры», «Рафтеры» и прочие бусы тщательно досматриваются на таможне.

Административная граница уже оборудована навесом, кабинками и микроавтобусами для досмотра. Шлагбаумы по обеим сторонам пропускают автобус, курсирующий по пятикилометровой буферной зоне. Территория за отбойником заминирована до озера Сиваш. Остановки легкового транспорта запрещены, чтобы по пути вы не могли подбирать пешеходов.

Провозить можно всё, что подпадает под категорию «личные вещи». Официально действует запрет на ввоз спиртного с территории Украины, продуктов питания и оборудования для электростанций. То есть новая мебель, любое новое оборудование в коробке, большие объемы продуктов будут конфискованы.

В сентябре прошлого года в дополнение к таможне появился так называемый «народный контроль», состоящий из татар и украинских активистов, которые действовали практически без правил. Сегодня представителей «гражданской блокады» уже нет, зато хорошо видна колонна из брошенных легковых автомобилей, среди которых есть даже сгоревшие.

Также на приграничной штрафплощадке стоят конфискованные машины с украинскими номерами. Это автомобили нарушителей срока пребывания на территории соседнего государства, или граждан без полного пакета документов. Чтобы выкупить свои машины, владельцам придется обратиться в суд и оплатить полную стоимость конфискованного авто.

Паромное сообщение

Источник фото: academic.ru

Паромное сообщение с полуостровом не обеспечивает полноценный поток грузовых автомобилей и осуществляет сообщение только с российскими портами.

Керченская переправа была в большей степени рассчитана на пассажиропоток. В отпускной сезон для грузовых автомобилей она была временно закрыта, чтобы пропустить поток туристов. К тому же порты в Керчи не приспособлены для грузового транспорта. Накопительные площадки портов не предполагают количества машино-мест, которое необходимо для полноценного грузопотока. Кроме этого паром значительно увеличивает себестоимость грузоперевозки.

Пересечение границы через Керченскую переправу повлечет за собой статью по административному правонарушению, что чревато депортацией на 3 года. Такое может случиться, если въехать в Крым через административную границу Украины, а вернуться с российской территории, через Белгородскую, Ростовскую, Курскую области. Или наоборот, если покинуть Украину через один пункт, а вернуться через полуостров.

Прервано паромное сообщение и в Турцию. Турецкая компания «Дженк», которая занималась сообщением «Евпатория — Зонгулдак» включительно до прошлого года, под угрозой санкций прекратила работу в Крыму и даже забрала свои паромы из портов полуострова. Более того, турецкие компании не примут ни одного парома из аннексированного Крыма.

В прошлом году, по информации крымского сельскохозяйственного надзорного ведомства, только с 1 по 19 октября 2015 года в порты  Севастополя и  Евпатории было завезено уже более 385 тонн турецких фруктов и более 20 тонн сухофруктов. В этом году товаров, прибывших с территории Турции, на крымских прилавках обнаружено не было. Турецкие товары были завезены в небольшом количестве и исключительно с территории материковой Российской Федерации.

Небо, море, железная дорога

Небо, море и железная дорога не имеют сообщения с Украиной. На эти виды транспорта, курсирующие из Крыма и обратно, существует запрет.

Железнодорожные перевозки прекратились сразу же после крымского референдума. ГП «Укрзализныця» прекратила сообщение и всякое сотрудничество в этом направлении. Кроме этого под санкции попал крупный российский железнодорожный перевозчик «Первая грузовая компания».

Украинским портам запрещено принимать суда, а операторам грузоперевозок — сотрудничать с ними. Вместе с тем многие крымские перевозчики и без санкций уже не работают в Украине: нечего возить. Новый рынок приходится осваивать с нуля, падая вниз рейтингов транспортных сайтов, на чьих площадках ранее проработали более 12 лет.

Воздушное сообщение России с Крымом обеспечивают компания «Аэрофлот» и ее дочерние компании, в том числе «Трансаэро». Эти компании находятся под украинскими санкциями на транзит ресурсов и перелет по территории Украины.

Под санкции подпадают лишь полеты в Крым через украинское воздушное пространство. На каждый транзитный рейс Киевом выдается отдельное транзитное разрешение, поэтому некоторые российские авиаперевозчики могут находиться в украинском воздушном пространстве.

Крымский мост

Источник фото: rbc.ua

Остается надежда на крымский мост, который более надежно укрепит перевозки и товаропоток в Крым. Внимание крымских СМИ приковано к срокам строительства. Впрочем, компания, участвующая в строительстве такого моста, может попасть под санкции ЕС, США и Украины.

Тем не менее строительство моста ведется, хоть и не так быстро, как ожидалось. Проект подгоняют, чтобы сдать уже в конце 2016 года. К этому подключены бюджетные средства и мощная государственная машина пропаганды. После завершения строительства уцелевшие перевозчики Крыма смогут перевести дух. Сколько их останется и хватит ли ресурсов на освоение новых рынков России и стран Востока?

Источник: Transinfonews.by, Дмитрий Харьковский

Наши новости в Telegram

Комментарии