Требования к минимальной зарплате в Европейском Союзе: за и против

Опубликовано 18.10.2016, 23:09

1-го января 2015 года в Германии, и 1-го июля 2016 года во Франции вступили в силу законодательные акты, устанавливающие требования к минимальной почасовой зарплате сотрудников (в том числе и водителей), работающих на территории этих стран.

На днях в СМИ появилась информация о том , что бельгийский министр труда тоже представил законопроект о минимальной почасовой зарплате, выплачиваемой сотрудникам, работающим на территории Бельгии. По данным Евростат, в 2016 г. минимальная ежемесячная зарплата в Бельгии составляет 1.531,93 евро.

Когда состоятельные страны Европейского Союза (ЕС) стали одна за другой принимать законодательные акты, касающиеся размера минимальной зарплаты иностранных водителей, ситуация начала напоминать снежную лавину. Под давлением со стороны участников рынка, в июне 2016 г.  Европейская Комиссия (ЕК) была вынуждена предпринять ряд правовых мер в отношении Германии и Франции, заявив, что применение указанных законов ограничивает свободное передвижение товаров и рабочей силы на территории Союза. Французское и германское правительства должны были в течение двух месяцев предоставить свои объяснения, однако, на сегодняшний день результатов всё ещё нет.

Мнения различных социальных партнёров в странах ЕС – профсоюзов и объединений, представляющих интересы перевозчиков, – относительно законодательных актов, устанавливающих минимальную зарплату, разошлись. Одни в этих актах видят возможность защиты своих рынков и элиминирования «социального демпинга». Другие – государственное вмешательство в законы деятельности частного предпринимательства и пренебрежение основополагающими принципами ЕС. Одно из объединений германских перевозчиков – ассоциация DLSV – выступает против закона о минимальной зарплате. Представители этой ассоциации считают, что требования этого закона «накладывают непосильное административное бремя на немецкие компании и их субподрядчиков». Между тем три польских профсоюза – «Solidarność», Альянс польских профессиональных союзов (OPZZ) и Форум профессиональных союзов (FZZ) – поддерживают идею унификации минимальной зарплаты.

Литовские перевозчики утверждают, что их водители, работающие в Германии и во Франции, получают примерно такую же зарплату, как местные коллеги. Поэтому требование к минимальной зарплате вряд ли существенно изменит величину доходов этой категории сотрудников. Между тем требования Германии и Франции заставляют литовские компании менять структуру заработной платы, повышают сумму налогов и административных расходов. Для того, чтобы перевозчики могли выполнять французские требования, они должны иметь своего представителя в этой стране и предъявлять целый ряд документов с переводом на французский язык. Если перевозчики работают еще в нескольких европейских странах, например, в Германии, Италии и Бельгии, им придётся готовить дополнительные документы в соответствии с требованиями каждой отдельной страны (на языке той страны) и предъявлять их в различные национальные учреждения. Кроме того, усложнится учёт рабочего времени водителей – часто заранее трудно сказать, сколько времени водитель проведёт в той или иной европейской стране. Масштаб связанного с этим увеличения административного бремени сегодня трудно оценить, но очевидно, что он будет большим.

Организация польских перевозчиков «Lewiatan Confederation» заявила, что для того, чтобы соответствовать одним только требованиям Германии (повысить минимальную польскую зарплату с 2,5 евро в час до требуемых 8,5 евро, задействуя при этом дополнительные административные ресурсы) расходы компаний должны увеличиться на около 9 проц. Это может стать причиной большого числа банкротств, в особенности среди небольших компаний.

С вопросом о том, что ожидает литовских перевозчиков в ближайшем будущем, и какие меры должны быть предприняты, редакция CargoNews.lt обратилась к президенту Союза литовских перевозчиков Мечисловасу Атрошкявичюсу. По его словам, такие решения, какие приняла Германия и Франция, мешают развитию международной торговли, являющейся основой любой экономики.

М. Атрошкявичюс согласен, что все новые сообщения о планируемых к принятию законодательных актах в области регулирования зарплаты иностранных водителей, являются плохим знаком. Они свидетельствуют о том, что этот процесс не останавливается. В состав ЕС входят семь стран (Франция, Германия, Бельгия, Нидерланды, Великобритания, Ирландия, Люксембург), где минимальная зарплата достигает 1440 – 1992 евро в месяц. Вполне вероятно, что все  эти страны, точно также, как уже сделали Германия и Франция, тоже установят требования к минимальной зарплате водителей. Возникает вопрос, насколько повысится административное и финансовое бремя перевозчиков, работающих на международных маршрутах?

М. Атрошкявичюс считает, что наиболее эффективный способ влияния на подобные решения стран ЕС – не пикеты и демонстрации, а системная и активная лоббистская деятельность в европейском масштабе. Перевозчики должны объединяться не только внутри своих стран, но и искать союзников в других государствах (как известно, недовольных законами о минимальной зарплате довольно много, особенно активно этот вопрос поднимают польские и чешские перевозчики), тесно сотрудничать с национальными представителями в Европарламенте, конструктивно излагая аргументы и предложения.

Различные рыночные изменения, решения местных политиков и политиков из соседних стран закалили литовских перевозчиков. Они научились выживать в периоды крушения союзов и политических режимов.

Объявленный Великобританией «Брексит», размышления других стран о выходе из ЕС, и, наконец, ограничение передвижения рабочей силы в крупнейших государствах Союза – что это? Начало конца Европейского Союза, как географической, политической и экономической единицы? Или болезненный переход на другой уровень? Время покажет.

Источник: Cargonews.lt

Наши новости в Telegram

Комментарии