Европейские экостандарты могут подкосить белорусских перевозчиков

Опубликовано 21.04.2016, 11:02

95% из 28 000 опрошенных граждан ЕС считает, что защита окружающей среды является важной для них лично.

Загрязнение воздуха в европейских городах тревожит все большее число граждан ЕС. Уже в полный голос звучат предложения о полном запрете дизельных автомобилей в целом и грузовиков в частности – как ярких представителей загрязнителей.

Последняя директива, регулирующая нормы выбросов, датируется 1997 годом, новые правила вскоре установят экостандарты на десятилетия вперед. Загрязнение воздуха – причина более чем 450000 случаев преждевременной смерти ежегодно в Европе. Недавний опрос Евробарометра (серия опросов общественного мнения по политическим, экономическим и социальным блокам) подтвердил, что загрязнение воздуха является теперь самой большой экологической проблемой европейских граждан. Эффективное регулирование источников выбросов – ключ к смягчению вредного воздействия. Одним словом, ЕС хочет запретить грузовики, отдав предпочтение поездам и водному транспорту.

Европейцы сказали свое слово

Исследование показало: несмотря на экономический кризис, мнение европейцев об окружающей среде не меняется. Подавляющее большинство, 95% из 28 000 опрошенных граждан, считает, что защита окружающей среды является важной для них лично, причем многие думают, что можно сделать еще больше.

http://bnr.bg/

Европейский комиссар по окружающей среде Янез Поточник отметил: «Хорошо видеть такую ​​прочную и широкую поддержку защиты окружающей среды. Даже в трудные времена люди особенно обеспокоены загрязнением воздуха и воды химическими веществами и отходами. Люди чувствуют, что следует приложить больше усилий по защите окружающей среды».

Значительное большинство опрошенных (79%) разделяют мнение о том, что эффективное использование природных ресурсов  и охрана окружающей среды могут способствовать экономическому росту. В то время как 80% считают, что экономика влияет на их качество жизни, 75% считают, что состояние окружающей среды имеет аналогичное воздействие, а 77% граждан ЕС уверены, что экологические проблемы имеют непосредственное влияние на их повседневную жизнь. Они больше всего беспокоятся о загрязнении воздуха (56%) и воды (50%).

Подавляющее большинство (93%) отмечают, что крупные экозагрязнители должны нивелировать экологический ущерб, который они наносят. Высокие штрафы для нарушителей, в этой связи, они  считают наиболее эффективным способом решения экологических проблем.

Чего ждать от ЕС?

Текст, предложенный Еврокомиссией еще в конце 2014 г.,предлагает прогресс в направлении снижения выбросов твердых частиц для некоторых категорий двигателей. Также расширяются категории двигателей, охватываемые регулированием. Но предложению Комиссии не хватает амбиций, чтобы закрыть разрыв между дорожными и внедорожными двигателями.

Как следствие, Комиссия поставила себя в противоречивое положение. С одной стороны, она хочет способствовать переходу от грузовиков в сторону поездов и судов внутреннего водного транспорта в рамках своей транспортной Белой книги повышения энергоэффективности. С другой стороны, Комиссия предлагает более высокие лимиты выбросов для поездов и судов внутреннего водного транспорта, чем те, которые применяются для грузовых автомобилей, тем самым увеличивая загрязнение воздуха, если возникает такая ожидаемая переориентация грузоперевозок.

Налоговый не рай

Дополнительной мерой, призванной снизить автомобильные грузоперевозки, станет повышение налогов на топливо.

Налогообложение планируется дифференцировать на основе выбросов CO2, загрязнения воздуха и других внешних издержек. Специалисты напоминают, что автомобили и, тем более, грузовики в настоящее время не платят за все социальные расходы, которые они вызывают. Загрязнение воздуха и шум создают огромные проблемы со здоровьем, грузовики – причина повреждения дорог. Эти и другие причинно-следственные связи приводят к неуклонному росту нагрузки на экономику.

Большим преимуществом считается так называемый «умный налог на топливо»: можно изменять расходы в зависимости от места и времени, есть  также возможность управлять трафиком и подавать очень четкие сигналы водителям, когда и где не ездить. Ожидается, что такой налог может быть весьма полезным в густонаселенных городских районах.

Некоторые страны Европы, например, Нидерланды и Финляндия, уже оценили реализацию общенациональных дорожных сборов на основе пройденного расстояния. Схемы предлагают сборы за пройденный километр в зависимости от уровня выбросов CO2 и местоположения. Такой налог может заменить основные автомобильные налоги, а также дополнить существующие налоги на топливо. Проведенные исследования свидетельствуют о потенциале сокращения выбросов CO2 от 4% до 14% к 2030 году.

Автопроизводители берут под козырек

Ассоциация европейских автопроизводителей (ACEA), представляющая 15 базирующихся в Европе производителей автомобилей, фургонов, грузовиков и автобусов, целиком поддерживает новые тренды.

Эрик Джоннаерт, генеральный секретарь ACEA, отметил в своем январском послании:«Основные приоритеты ACEA на этот год включают дальнейшее совершенствование качества воздуха. Когда дело доходит до сокращения выбросов CO2 от дорожного транспорта, наша промышленность стремится продолжать инвестировать в инновации. Не только в целях дальнейшей оптимизации двигателей внутреннего сгорания, но также все больше, инвестируя в альтернативные источники и интеллектуальные транспортные системы. ACEA будет продолжать вносить конструктивный вклад в продолжающийся процесс обновления и укрепления требований к выбросам загрязняющих веществ и СО2».

Все вышесказанное свидетельствует о скором ужесточении экостандартов и, как результат, удорожании автомобильных грузоперевозок. Новые требования означают закупку новых авто, что вполне по силам европейцам, но может стать непоправимым ударом для белорусских компаний.

Источник: Transinfonews.by, Василий Ядченко

Наши новости в Telegram

Комментарии