Шенгенской зоны де-факто нет. Страдают перевозчики

Опубликовано 23.05.2016, 12:03

Источник фото: Spiegel.de

Колонна грузовиков медленно приближается к границе между Австрией и Германией. Им предстоит минимум четырехчасовое ожидание. Этот пункт пропуска был создан в сентябре прошлого года, чтобы отфильтровывать мигрантов на шоссе A3 недалеко от немецкого города Пассау.

По словам водителей, хуже всего было прошлым летом, когда множество мигрантов шло по шоссе, направляясь к Германии. Дальнобойщики были вынуждены ехать крайне медленно, чтобы случайно не сбить людей.

Казалось бы, это небольшое изменение на австрийско-германской границе, а на самом деле – предвестник радикальных изменений для экономики, бизнеса и даже общества Европы. Происходит слом системы, выстраивавшейся десятилетиями и позволявшей без границ возить грузы по 26 странам.

Зона. Шенгенская зона

Возвращение контрольных пунктов на границах станет ударом для наиболее видимой победы в 60-летней борьбе за объединенную Европу, родившуюся на развалинах после Второй мировой войны.

Соглашение о постепенном отказе от пограничного контроля было подписано 14 июня 1985 года представителями Бельгии, Люксембурга, Нидерландов, Франции и ФРГ на судне «Принцесса Мари-Астрид» посреди Мозеля, в месте схождения границ Люксембурга, Франции и ФРГ и получило название по ближайшей к этому месту деревне Шенген.

Теперь Германия, Австрия, Франция и Швеция – среди других стран, которые вновь ввели контрольно-пропускные пункты в некоторых местах. Причина – крупнейший кризис беженцев в Европе со времен Второй мировой войны – около 1 миллиона мигрантов прибыли в Грецию и Италию, выросло количество террористических актов, а также растут антиимиграционные настроения.

Экономическая стоимость фактического замораживания Шенгенской зоны, в то время, когда рост по всему континенту все еще остается слабым, будет носить непредсказуемый характер.

Убытки в полмиллиарда долларов

Пограничный контроль обойдется европейской экономике в 470 миллиардов евро (530 миллиардов долларов) в течение ближайших 10 лет.

Возвращение к пограничному контролю может стоить европейской экономике 470 миллиардов евро (530 миллиардов долларов) в течение ближайших 10 лет. И это относительно щадящее предположение по данным исследования, опубликованного Bertelsmann Foundation (Германия). Это как терять концерн, размером почти с BMW каждый год в течение десяти лет.

Открытые границы дают работу более чем 400 миллионам человек, позволяют совершать 24 миллиона деловых поездок и 57 миллионов грузоперевозок каждый год, отмечают в Европейском парламенте.

Фирмы, работающие в промышленном центре ЕС – Германии, полагаются на цепочки поставок, исполняющихся точно в срок, используя преимущества низких издержек от предприятий в Венгрии и Польше. Французские сети супермаркетов получают свежие продукты из Испании и Португалии достаточно быстро, не допуская порчи товара. Транснациональные поездки стали обычным явлением, поскольку европейцы могут легко, жить в Бельгии, а работать во Франции.

Для многих европейцев свободный проезд является частью бытия просто по факту жизни в ЕС.

Сфера автомобильных грузоперевозок также чувствовала себя достаточно хорошо. Наем сотрудников не ограничивался определенными странами, равно как и заключение договоров с компаниями-перевозчиками не носило дополнительных ограничений по страновому признаку. Белорусские грузоперевозчики также успели ощутить на себе все прелести Шенгена, но теперь, видимо, придется вновь возвращаться к многочасовым очередям.

Промышленность остановится?

Райнер Хундсдорфер. Источник фото: ebmpapst.com

Постоянный контроль разрушит бизнес-модель немецкой промышленности, считает Райнер Хундсдорфер, председатель EBM-Papst.

«Вы получаете компоненты из других стран, необходимые для сборки здесь, в Германии как раз вовремя», – отметил он, –  «Все потому что грузовики идут без остановок. Они приезжают к нам, осуществляют разгрузку-погрузку, а затем вновь следуют по маршруту без задержек».

По мнению Райнера Хундсдорфера ничего в немецкой промышленности, независимо от того, относится ли оно к производству автомобилей или отопительных приборов, или вентиляторов, не могло бы существовать без заводов в Восточной Европе.

Основанная в Мульфингене в Центральной Германии, компания Hundsdoerfer делает электродвигатели и вентиляторы с 1963 года и имеет заводы в  Венгрии, Словакии и Чехии.

Политики не справляются

Австрия рассматривает введение новых постов на перевале Бреннер, ключевом шоссе по направлению с севера Италии.

Такой барьер будет иметь серьезные экономические и символические последствия для Европы, заявил министр иностранных дел Италии Паоло Джентилони. Тысячи мигрантов, как ожидается, пересекут Средиземное море в ближайшие месяцы.

Дональд Туск. Источник фото: aa.com.tr

Европейский союз 18 марта достиг соглашения с Турцией, по которому некоторые беженцы будут отправлены обратно через Эгейское море – хотя председатель Европейского союза Дональд Туск говорит, что он озабочен по поводу новых пунктов пограничного контроля.

«Сделка с Турцией и закрытие западного маршрута в Балканах вызвали сомнения этического и юридического характера», – заявил Туск в Европарламенте 13 апреля.

Туск предупредил, что будет «не в состоянии предотвратить политическую катастрофу», если не получится остановить нелегальную миграцию в Европу или восстановить власть над миграционной политикой.

«Здесь я имею в виду крах Шенгена, потерю контроля над нашими внешними границами со всеми вытекающими последствиями для нашей безопасности, политическим хаосом в ЕС, широкое распространение чувства незащищенности, и в конечном итоге торжество популизма и экстремизма».

Очереди все длиннее

Полные таможенные и иммиграционные проверки приведут к четырем дополнительным часам простоя на каждой внутренней границе ЕС.

Влияние миграции беженцев видно на австро-германском контрольно-пропускном пункте вблизи Пассау. Линия грузовиков протянулась на длину порядка шести километров.

Питер Соннлейтнер, руководитель внешней торговли в палате промышленности и торговли Нижней Баварии, находящейся в Пассау, говорит, что несколько фирм в регионе жаловались на задержки, но они до сих пор проявляли понимание. Но как надолго хватит терпения?

Немецкий производитель автозапчастей Continental AG, например, имеет от 15 до 20 грузовых автомобилей, работающих по всей Европе ежедневно. Их поездки занимают около полутора-двух дней с пересечением нескольких границ. Если восстановят полные таможенные и иммиграционные проверки, то это приведет к среднему ожиданию в четыре часа на каждой границе, что может означать еще 160 часов дополнительного времени в пути в день на 20 грузовиков, подсчитал глава поставок Юрген Браунстеттер. «Представьте себе, насколько увеличатся годовые затраты», – сокрушается представитель Continental AG.

Экономические издержки сами по себе можно было бы, в конечном счете, нивелировать, говорит Михала Маркуссен, глава отдела мировой экономики в Societe Generale SA в Париже. Политические издержки – совсем другое дело.

Остается только надеяться на скорейшее разрешение кризиса с мигрантами, поскольку белорусским грузоперевозчикам и так хватает проблем в конкурентной борьбе и необходимостью обновлять свой автопарк.

Источник: Transinfonews.by, Василий Ядченко

Наши новости в Telegram

Комментарии