Сертификация логистических услуг в Беларуси забуксовала

Опубликовано 25.05.2016, 12:52

Уже два с половиной года логистические центры Беларуси могут пройти добровольную сертификацию. Однако на сегодняшний день лишь 3 из 38 логистических центров Беларуси имеют подтверждающие документы. Все остальные либо не дотягивают до установленной государством планки, либо не видят особых преимуществ в дополнительном подтверждении своего статуса.

Как все начиналось

Пройти сертификацию логистических услуг можно с 1 ноября 2013. Сертификацию проводит Научно-производственное республиканское унитарное предприятие «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации» (БелГИСС)

В начале 2013 года была создана рабочая группа для разработки методики сертификации логистических услуг. В нее вошли представители государственных органов, бизнес-сообщества, академических и научных кругов.  Итогом работы стало создание государственного стандарта СТБ 2306-2013 «Услуги логистические. Общие требования и процедура сертификации», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 29 января 2013 г. № 7 (вступил в силу с 1 ноября 2013 г.).

Данный стандарт до момента его принятия прошел тест-апробацию. Эксперты Всемирного банка дали наивысшую оценку данному стандарту и рекомендовали его к применению в странах с переходной экономикой.

Первым и пока единственным органом по сертификации логистических услуг, аккредитованным в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь, является Научно-производственное республиканское унитарное предприятие «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации» (БелГИСС).

Требования к кандидатам

Логистические операторы и центры, транспортные, транспортно-экспедиционные и торговые организации могут пройти сертификацию в добровольном порядке и получить сертификат соответствия. Документ содержит также перечень услуг в области закупочной (снабженческой), транспортной логистики, таможенной складской, производственной, сбытовой и информационной логистики.

Исполнители делятся на две категории – логистические центры различной функциональности и логистические операторы. Одним словом, официально назвать себя логистическим центром может любая компания, которая прошла сертификацию.

Например, к логистическим центрам предъявляются следующие требования:

  • оказание не менее 5 видов логистических услуг из 3 любых областей логистической деятельности. При этом оказание 3 первых видов услуг из выбранной области яв­ляется обязательным;
  • страхование гражданской ответственности логистического центра за причинение вреда третьим лицам;
  • наличие установленной законодательством Республики Беларусь или ТНПА соответствующей компетенции персонала в области логистической деятельности или стажа практической работы в заявленных видах логистических услуг не менее 3 лет.

Не дотягиваем до уровня

Как оказалось на практике, данные требования многим игрокам рынка выполнить проблематично.

Во-первых, комплексность услуг у наших логистических центров отстает. Необходимо оказывать услуги как минимум в 3 областях (например, транспортной, складской, информационной), а большая часть просто занимаются ответственным хранением.

Во-вторых, некоторые субъекты хозяйствования предпочитают не тратиться на страхование склада за причинение вреда третьим лицам.

В-третьих, компетенция управляющего персонала не всегда соответствует требованиям. Да и того пряника, который планировался изначально, по итогам не получилось. Никаких льгот, преференций логистические центры, прошедшие сертификацию, не имеют.

Источник фото: Transit.by

А где же пряник?

Предполагалось, что добровольная сертификация исполнителей логистических услуг, позволит повысить качество логистических услуг и определить операторов, которые оказывают услуги как на собственных складских площадях, так и на арендуемых.

Министерство торговли Республики Беларусь рекомендовало новым и действующим логистическим операторам пройти процедуру сертификации логистических услуг в соответствии с СТБ 2306-2013. В свою очередь БелГИСС прогнозировал, что количество компаний, желающих иметь подтвержденный уровень оказываемых услуг, будет расти. Это позволило бы придать новый импульс конкурентному развитию рынка, повысить уровень и качества услуг,  укрепить доверие со стороны потребителей. Однако сертификация забуксовала, прошло два с половиной года, а сертификацию прошли всего 3 субъекта хозяйствования, причем среди этих организаций нет государственных.

Первым процедуру сертификации логистических услуг прошло ООО «Евротибас» (группа компаний «Алсан»). В мае 2013 г. центр торговли и логистики «Королев Стан» стал официальным логистическим центром и оказывает услуги в области транспортной, складской и сбытовой логистики. В апреле 2015 г. еще две компании – ООО СП «Транзит» и ООО «Балтспед логистик» подтвердили свой статус логистического центра документально.

Читайте также: В Беларуси предложение складских площадей превышает спрос: цена за паллетоместо упала до 5 тысяч рублей

Антон Поплыко, директор ЗАО «Поинт Логистикс»

– Сегодня увеличение рента­бельности бизнеса в основном происходит не за счет наценки и объема продаж, а за счет снижения текущих затрат, связанных с различными аспек­тами деятельности компании, в том числе и с логистикой.

Традиционно, клиенты 3PL-провайдеров – это торговые сети, производители, дистрибьюторы. Но в условиях кризиса многие из них с большой осторожностью выбирают стратегию аутсорсинга. Даже если эта стратегия ими уже была реализована, каждый из них начнет анализ и оценку преимуществ от контракта с логистическим провайде­ром.

В этой связи рынок логистических операторов должен будет пойти на определенные инновации для повышения привлекательности и лояльности со стороны клиентов. И это не только снижение тарифов на логистические услуги, но и повышение качества обслуживания. Оптимизация этих основных показателей и составляет основу конкурентоспособности ло­гистического посредника. А для этого необходимо оптимизировать внутренние затраты, использовать эффективные технологии на складе и расширять ключевые компетенции логи­стики для создания новых логистических услуг.

Что касается сертификации, то мы изучили стандарт СТБ 2306-2013, регламентирующий правила прохождения сертификации. Наш логистический центр соответствует классу «А». В будущем мы рассматриваем возможность прохождения сертификации логистических услуг, а пока сосредоточились на привлечении новых клиентов.

Прохождение сертификации не позволит сейчас привлечь клиентов, скорее всего это инвестиции на перспективу

К сожалению, прохождение сертификации не позволит сейчас привлечь клиентов, скорее всего это инвестиции на перспективу. Ведь сейчас логистические операторы попали в непростую ситуацию. Рынок уже реагирует на падение спроса. Это привело к значительному сокращению темпов ввода складских площадей. Кроме того, происходит и передел рынка логистических услуг, одни операторы уходят, другие активно привлекают их клиентов. Падение спроса отражается на ставках на логистические услуги, они снижаются. Нередки сейчас и случаи демпинга со стороны некоторых операторов. Пытаясь заполучить клиента, они демпингуют, устанавливая низкие тарифы на логистические услуги, и уходят при этом в минус. Но рынок в этом случае лучший регулятор.

Только имидж, но не клиенты

Так что дает сертификация? И способствует ли она повышению качества логистических услуг? Ответа на эти вопросы нет. Многие логистические центры во время падающего рынка, думают, как привлечь новых клиентов, а сертификация пока лишь имидж и статус. Градации на рынке логистических услуг не сложилось.

Логистические центры, прошедшие сертификацию, могли бы стать некими ведущими национальными операторами, но все это требует законодательного оформления. Необходимо определить статус логистического оператора в рамках нормативного правового акта. Но и тут нельзя допустить заурегулированности. Государство должно определять только векторы развития, а не переходить к тотальному контролю и написанию правил игры на логистическом рынке.

Источник: Transinfonews.by, Дмитрий Курочкин

Наши новости в Telegram

Комментарии